авто спорт

Гран ПриЯпонии с точки зрения шин

Пол Хэмбери: «Сочетание мягких и жестких шин для более разнообразных стратегий на трассе Сузука»

Какова предыстория?

В текущем году компания Pirelli привезет на японскую трассу жесткие шины P Zero Silver (с серебристой маркировкой) и мягкие шины P Zero Yellow (с желтой маркировкой), хотя в прошлом году использовались шины средней жесткости и мягкие шины. Тем не менее, шины всех типов в текущем году являются более мягкими, чем в прошлом, то есть те шины, которые будут использоваться в Японии в предстоящий уик-энд, обеспечат более высокие характеристики, как это было на протяжении текущего сезона. Это не всегда находило свое отражение во времени преодоления круга на различных трассах, что можно объяснить новым техническим регламентом 2012 года, который слегка снизил скорость болидов, но в то же время сблизил их по этому показателю. Но расширенный диапазон максимальных характеристик пошел на пользу шинам, а трасса Сузука является одним из мест, где они подвергаются наибольшим нагрузкам на протяжении всего сезона. Наряду с Барселоной, на этой трассе шины P Zero испытывают максимальную энергонагрузку, которая в основном появляется из-за большого количества таких затяжных и скоростных поворотов, как 130R и Spoon («Ложка»).

Стоит отметить, что поворот 130R является самым скоростным в календаре. Болиды преодолевают его на скорости 310 км/ч и седьмой передаче, а шины при этом воспринимают три усилия одновременно: прижимное усилие, поперечное (поворот) и продольное (разгон) усилия. Поперечное усилие равняется 3,1G, но поскольку поворот 130R является достаточно пологим, развиваемое в нем поперечное усилие не является максимальным. По этому показателю лидирует поворот №7 (поворот Dunlop), где поперечное усилие достигает 3,4G. В условиях всех перечисленных механических и тепловых нагрузок совсем не удивительно, что температура протектора может превышать 110ºС.

Погодные условия в Японии также могут быть сложными. В прошлом был случай, когда из-за сильного ливня квалификацию пришлось отложить до воскресного утра. Поэтому, как обычно, компания Pirelli привезет промежуточные шины Cinturato Green (с зеленой маркировкой) и дождевые шины CinturatoBlue (с синей маркировкой).

 

Комментарий директора Pirelli автоспорт:

Пол Хэмбери: «Несомненно, что для нас Сузука является одной из жемчужин календаря Формулы 1: не только с технической точки зрения, но и из-за неповторимой атмосферы. Местные болельщики являются одними из самых осведомленных и увлеченных в мире, и мы всегда уверены, что здесь нам обеспечат исключительно теплый прием. Техническая сложность Гран При кроется в конфигурации трассы: Сузука — это классическая с точки зрения пилотов трасса, слегка напоминающая трассы в Спа и Монце. Она включает в себя некоторые из самых великолепных поворотов в календаре и практически не прощает ошибки. Если судить по названиям, то может показаться, что в текущем году мы привезем более жесткие шины, но, на самом деле, они являются более мягкими. Несмотря на то, что в результате этого и резиновая смесь, и каркас шин будут подвергаться повышенным нагрузкам, они могут выдержать невероятные усилия круг за кругом. Мы очень надеемся, что шины, разделенные целой ступенью, привнесут в эту классическую гонку дополнительные характеристики и волнение. Кроме того, такое сочетание должно позволить командам разработать большое количество различных стратегий, что, как мы уже видели в текущем году, может стать основой памятной победы или помочь пилотам существенно улучшить конечный результат даже после старта с более низкого места на решетке. Судьба чемпионского титула прошлого года решилась именно в Японии, но в текущем сезоне конкуренция настолько высока, что до завоевания титула еще очень далеко, а это является прекрасной новостью для всех болельщиков».

Комментарий пилота:

Камуи Кобаяши (команда Sauber F1): «Сузука — это особенная трасса, и не только потому, что здесь проходит мой домашний Гран При! Уверен, что многие пилоты согласятся с тем, что это великолепная, техничная трасса, по которой приятно ехать, но при этом очень сложно проехать совершенный круг, что бросает нам вызов. Чтобы понять большую часть трасс, достаточно проехать по ним 20-30 кругов. Но Сузуку продолжаешь постигать даже после сотни кругов. Думаю, что наш болид должен быть очень быстрым на ней. Асфальт обеспечивает хорошее сцепление, поэтому достаточно легко вывести шины на рабочую температуру, но при этом очень сложно управлять их износом во время длительных заездов. Кроме того, в высокоскоростных поворотах на шины приходится большая нагрузка. Само собой разумеется, что для меня домашний Гран При является особенным. Японские болельщики великолепны, а создаваемое ими настроение и атмосфера оказывают превосходную поддержку. Болельщики приветствуют не только меня! Они являются истинными поклонниками Формулы 1, и поэтому я очень сильно ими горжусь».

Комментарий тест-пилота Pirelli:

Лукас ди Грасси: «Сузука является великолепной трассой для пилотирования. На ней получаются хорошие гонки, но из-за больших нагрузок шинам приходится туго: первый сектор трассы, например, представляет собой непрерывную связку поворотов, поэтому шины постоянно работают практически без возможности охлаждения. Стоит отметить сочетание усилий, когда болиды одновременно поворачивают и разгоняются, и в этом случае через шины всегда проходит большое количество энергии. Благодаря этому такой проблемы, как прогрев шин, просто нет, но при этом сложно контролировать их износ при длительных заездах, особенно когда в баках много топлива. Очень хорошо, что в этом году в Японию привезут жесткие шины: я много тестировал жесткие шины образца 2012 года и могу сказать, что это очень универсальный продукт, отличающийся превосходными характеристиками, а также износостойкостью: огромный шаг вперед по сравнению с шиной образца 2011 года. Мягкие шины представляются оптимальным выбором для квалификации, но я предполагаю, что во время гонки жесткие шины сыграют свою особую роль».

 

Технические сведения о шинах:

В то время как бесконечные связки поворотов подвергают шины значительной нагрузке, плавная конфигурация трассы предъявляет к ним минимальные по ходу всего сезона требования в плане передачи тягового усилия. Существует лишь два места, где необходима полная тяга: на выходе из «шпильки» (поворот №11) и при движении на спуске в последней шикане. Для трассы Сузука также характерно сравнительно низкое тормозное усилие. Особенно тяжело в Японии приходится передней правой шине: например, в повороте 130R, на нее действует прижимное усилие, эквивалентное 800 кг, а поворот при этом преодолевается на максимальной скорости. При неправильной настройке болида высокие нагрузки на шины могут привести к их «пузырению». Данное явление — это результат нагрева локального участка, в особенности плечевой зоны, при деформации шины. Если снижению нагрузки на шины не уделить должного внимания, часть протектора может отслоиться, что отрицательно сказывается на характеристиках.

Pirelli в Японии:

Именно на Гран При Японии прошлого года Себастьян Феттель встал в один ряд со знаменитыми чемпионами мира в классе Формулы 1, завоевавшими свои титулы на шинах Pirelli: Джузеппе Фарина, Альберто Аскари и Хуан Мануэль Фанхио. Еще один Себ – на этот раз Себастьен Лёб – также завоевал титул чемпиона мира по ралли в Японии на шинах Pirelli в 2008 году: это была одна из четырех побед Pirelli в Чемпионате мира по ралли, завоеванных в Японии. В 2010 году подразделение Pirelli Japan было удостоено награды Autobacs и названо лучшим поставщиком шин года. Autobacs — это дилер автомобильных запасных частей и аксессуаров, основанный в 1947 году.

Подразделение Pirelli Japan получило награду за успехи в области продаж — шина P4 стала самым продаваемым продуктом. Шины Pirelli премиум-класса стали бестселлерами на японском рынке благодаря интересу к Формуле 1 и развитому сегменту любительских спортивных автомобилей. Шина P Zero, например, является востребованным продуктом, часто устанавливаемым на модифицированные спортивные автомобили, а шина P Zero Trofeo используется на гоночных трассах.

Источник: 5koleso.ru

Добавить комментарий