 
       Автомобили великой войны. ГАЗ-ММ, «полуторка»
 Отдавая дань памяти Великой отечественной войне, нельзя не вспомнить 
 автомобили, внесшие свой вклад в Победу. Их, автомобилей той эпохи, 
 осталось не так уж и много; немалая их часть заслуженно заняла свои 
 места на пьедесталах памятников по всему бывшему СССР, а некоторые 
 отреставрированы энтузиастами, и на ходу до сих пор.
 И, конечно же, наш обзор сегодня будет с грузовичка, внёсшего  
  наибольший вклад в Победу:
ГАЗ-ММ, «полуторка»
Первый автомобиль, название которого всплывает в памяти в связи с той войной у подавляющего большинства родившихся в СССР до перестройки – это легендарная «полуторка». Маленький, неказистый, по-своему красивый грузовичок, составлявший половину автомобильного парка РККА в годы войны. Не каждому автомобилю достается такая богатая и интересная судьба, как этому.
История «полуторки» началась более восьмидесяти лет назад, когда молодой СССР начал обзаводится автомобильной промышленностью. Половину автомобилей в мире тогда, в 1928 году, производила компания «Форд» (в том числе 3 из 5 – в собственно США), и несмотря на то, что дипломатических отношений у США и СССР еще не было и не предвиделось, коммерческая выгода довлела над политикой, и правительство СССР заключило с Генри Фордом Первым соглашение о передаче советской стороне производственных технологий и оборудования для производства грузового и легкового автотранспорта, а также об обучении советских специалистов на заводах корпорации Ford (также были попытки заключить аналогичные соглашения с Крайслером и Дженерал Моторс, увы – безуспешные). Как следствие, в 1929 году началось строительство огромного автомобильного завода в Нижнем Новгороде (в 1932 году переименованном в Горький, и обратно в Нижний Новгород – в 1991 году). Как следствие, первые «полуторки» носили аббревиатуру НАЗ-АА; аббревиатура ГАЗ появилась чуть позже.
Конструктивно те автомобили были полной технической копией грузовика Форд-АА, собирались в СССР поначалу методом отверточной сборки (в Москве и Нижнем Новгороде) из машинокомплектов, доставленных из США. Собственно техническая документация и чертежи фордовской продукции в СССР поступили только в 1932 году. Советские инженеры посмотрели на них, покачали головой, и – тут же принялись модернизировать автомобиль, исходя из местных реалий. Так, были внесены изменения в конструкцию картера сцепления и рулевого механизма, за счет чего данные узлы значительно усилились. Немного изменилась подвеска, и получился внешне знакомый всем по советским фильмам той эпохи грузовичок.
 Окончательно «полуторка» созрела в 1934 году, когда на нее установили 
 двигатель от легковушки ГАЗ-М (легендарная «эмка»). С этим силовым 
 агрегатом она выпускалась вплоть до окончания производства в 1946 
 году. Модернизированный таким образом автомобиль получил имя ГАЗ- 
 ММ, а в историю войны вошел как «полуторка». 
К слову, практически сразу с началом войны автомобиль начал претерпевать серьезную модернизацию, направленную в первую очередь на удешевление и ускорение производства; комфорт водителя был принесен в жертву в числе первых. В то время как из народного хозяйства в армию мобилизовались довоенные автомобили, изящные и красивые, ГАЗ срочно восполнял потери военного транспорта полуторками, внешний вид которых иначе как «брутальный» назвать трудно. Так, практически сразу с автомобиля исчезли правая фара, зеркало заднего вида, бампер, глушитель, а также клаксон и передние тормоза. Изящные округлые глубокие крылья сменились на угловатые из кровельного железа. На пике упрощения с автомобиля исчез дворник, зачастую — двери (их заменили брезентовые скатки), а кабина представляла собой деревянный каркас, обтянутый тканью. Сиденье водителя делалось цельнодеревянным без какой-либо обивки, а из органов управления в машине имелись педали газа, тормоза и сцепления, ручка КПП (без набалдашника), руль, бензометр и амперметр. Такие автомобили носят условное обозначение ГАЗ-ММ-В («В» — означает «Военная»). Впрочем, оправданием такого аскетизма можно считать тот факт, что долго эти автомобили не жили; в разгар битвы за Москву – буквально несколько дней.
 Так же именно «полуторка» чаще всего ходила по «дороге жизни» в 
 первую зиму блокады Ленинграда. Перегруженная сверх нормы, 
 взбиравшаяся на возвышенности исключительно задним ходом (в том 
 числе и по причине отсутствия бензонасоса, топливо шло самоходом) – 
 имена эта машина доставляла в город продовольствие и эвакуировала 
 больных и ослабевших ленинградцев, в основном – стариков и детей. 
 А еще зимой 1941-42 года в блокадном городе появилась легенда, что 
 однажды водитель заглохшей на льду Ладожского озера полуторки 
 отогревал ее двигатель разорванным ватником, смоченном в бензине, и 
 намотанным на руки, а после уходил от обстрела, не успев скинуть 
 горящие тряпки с рук. Так и приехал в город, с обожженными до костей 
 руками. И каждый, получавший блокадную пайку в 125 грамм хлеба 
 верил, что в этом кусочке жизни есть толика муки, привезенной 
 безымянным героем по дороге жизни на перегруженной сверх всех норм 
 «полуторке». 
Любопытный момент: несмотря на то, что большая часть «полуторок», ходивших по «Дороге жизни» состоял из довоенных автомобилей, нередко водители сами умышленно делали из них «лайт-версии». Например, отключали одну фару, из соображений светомаскировки. А а вторую фару ставили «заглушку», обыкновенную жестянку с узкой горизонтальной прорезью посередине. Это делалось из соображений светомаскировки в ночное время. Так же снимались двери, одна или обе; это делалось на тот случай, если автомобиль начнет проваливаться под лед, чтобы ничего не мешало быстро выскочить из кабины. А теплопотеря от такого тюнинга частично компенсировалась большим количеством одежды на теле водителя (которая почти всегда отдавалась тем, кого эвакуировали в кузове), частично — ведром с тлеющими углями на полу.
Общий тираж «полуторок», включая довоенное производство, превысил миллион экземпляров.
 Понравилась статья ставьте лайк и 
 подписывайтесь на мой канал!!!Будет 
 еще много всего интересного!!!
Источник:
 
                        