обзоры авто

Анатомия сабвуфера. Тест 10-дюймового сабвуферного динамика Black Hydra HGS-2521

Судя по всему, создатели бренда Black Hydra не просто решили ориентировать его на рынок SQ, а сразу взяли курс на его верхний сегмент. Усилители – на топовых комплектующих. Акустика – тоже со своими хитростями и с явным прицелом на опытных инсталляторов, умеющих оперировать параметрами. Теперь – сабвуферное звено, претендующее на звание аудиофильского. И, похоже, основания для этого имеются.

Так уж получилось, что чуть раньше у меня в руках побывал прототип этого сабвуфера с полным списком заявленных параметров. Измерения их подтвердили, и было большое желание сделать по нему полный отчёт. Однако было решено немного придержать информацию и дождаться именно серийного экземпляра. Заодно и хороший повод проконтролировать повторяемость параметров.

КОНСТРУКЦИЯ

Внешне Black Hydra HGS-2521 не пестрит украшательствами, а скорее, напоминает динамик для добротной домашней акустики. Что, собственно, вполне соответствует стилю акустических систем этой марки.

Диффузор – почти традиционная целлюлоза. В отличие от большинства автомобильных сабвуферов, с лицевой стороны он не имеет какого-то дополнительного покрытия. Воду лить не стал, но в таких случаях обычно сам целлюлозный композит имеет защитные добавки, так что, полагаю, с влагостойкостью тут всё должно быть в порядке.

Собран динамик качественно – клеевое нанесение ровное, без каких-либо неоднородных наплывов или пропусков. Обратите внимание, к примеру, на соединения диффузора с колпачком и с верхним подвесом.

С обратной стороны диффузор имеет более привычную "мятую" фактуру, характерную для "непрессованной" целлюлозы.

Построен динамик на литой корзине. Магнитная система – средних размеров, внешний диаметр магнитов – 145 мм. Всего в моторе используются два кольца высотой по 18 мм каждый. Магниты имеют равномерный тёмный цвет, никаких пятен и неоднородностей. На это мало кто обращает внимание, но материал – это вообще-то тоже в своём роде показатель (здесь используется Y35).

Конструкция у корзины весьма интересная – в буквальном смысле позволяет изучать "анатомию" динамика. Точнее, его мотора. К тому же с такой открытой конструкцией и катушка хорошо охлаждается.

Высота верхней шайбы магнитопровода – 9 мм. 50-миллиметровая звуковая катушка, судя по описанию, имеет высоту намотки 32 мм. Нехитрыми вычислениями определяется линейный ход Xmax –11,5 мм в каждую сторону. Для SQ динамика этого вполне достаточно.

Подводящие прошиты через центрирующую шайбу – всё просто и надёжно.

Сама катушка здесь одинарная, но с противоположной стороны от клемм динамик имеет симметрично прошитые подводящие, ведущие "в никуда". Это можно рассматривать как следствие унификации компонентов, но некоторые производители применяют подобные решения намеренно – для симметрирования нагрузки на саму центрирующую шайбу при работе динамика. К примеру, так сделано в текущем поколении сабвуферов Alpine Type R.

Клеммная колодка закрытого типа, с винтовыми зажимами. На чрезмерно толстые провода не рассчитана, но кабели 4-6 кв. мм можно использовать спокойно.

ИЗМЕРЕНИЯ

Динамик, как всегда, перед измерениями немного размял и дал ему остыть. Верхний подвес и центрирующая шайба стали помягче, промежуточный замер показал, что параметры начали стабилизироваться. Разумеется, сравнил с заявленными параметрами и результатами измерений первого прототипа.

Заявленные / фактические параметры Black Hydra HGS-2521:
Fs (собственная резонансная частота) – 31,5 Гц / 31 Гц
Vas (эквивалентный объем) – 44,8 л / 40,9 л
Qms (механическая добротность) – 4,4 / 5,17
Qes (электрическая добротность) – 0,41 / 0,40
Qts (полная добротность) – 0,38 / 0,37
Mms (эффективная масса подвижной системы) – 103 г / 106 г
BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,2 Тл м / 14,1 Тл м
Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом / 3,8 Ом

К совпадению с заявкой на этот раз вообще никаких претензий, разброс параметров минимальный. Это очень хорошо, значит, результат будет соответствовать ожидаемому при расчёте оформления.

А параметры-то получились интересные. Относительно мягкий подвес, сильный мотор и очень невысокая для "десяточки" резонансная частота. Причём подвижная система по нынешним временам не такая уж и тяжёлая.

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

Параметр EBP (отношение Fs к Qts) получился немногим больше 80. Косвенно это говорит о том, что динамик тяготеет к фазоинверторному оформлению, хотя этот вывод в любом случае достаточно условен.

Закрытый ящик для Black Hydra HGS-2521 точно не противопоказан. Причём, он получается компактным – в 15 литрах сабвуфер хоть и не поразит могучей отдачей, но покажет достаточно точный и артикулированный бас. Попробовал этот вариант в деле, действительно неплох.

Фазоинвертор – тоже невеликих размеров, но зато отдача заметно выше. В 22 литрах с портом на 37 Гц получится очень неплохой саб с относительно небольшим ГВЗ (групповым временем задержки). Порт можно сделать из трубы диаметром 7 см (для "десяточки" без претензий на SPL этого вполне достаточно) и длиной около 34 см.

ВЫВОДЫ

Black Hydra HGS-2521 в каком-то смысле можно рассматривать как возвращение к изначальным ценностям SQ. Большинство современных сабов на рынке – это "тяжеловесы", найти модель с лёгкой подвижной системой и "быстрым" басом не так просто, таких можно чуть ли не по пальцам пересчитать. Сабвуфер способен на достаточно точный и артикулированный бас, хотя тут, как обычно, всё будет зависеть от акустического оформления.

С одной стороны, HGS-2521 довольно бодро работает в фазоинверторном корпусе. Этот вариант подойдёт в качестве "повседневного" – ритмичная клубная музыка, лёгкий инструментал, популярная музыка. Саб отлично справится с этими жанрами, бас получится плотный и сочный, да и отдача будет весьма приличной для "десяточки".

В системах же для бескомпромиссного SQ предпочтительнее оформление, которое бережнее обращается с фазой. В закрытом корпусе отдача получается не такой высокой, но бас будет более точным и артикулированным.

Так что в каком-то смысле Black Hydra HGS-2521 можно назвать универсальным динамиком, выбор конкретного варианта будет зависеть от того, какие приоритеты вы себе ставите.

Плюсы:
Качественно сделан
Результаты измерений неплохо совпали с заявленными параметрами
Не требует больших корпусов

Минусы:
Невысокая отдача в ЗЯ

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий