обзоры авто

Долгий путь в Киргизию

"Не бойся, что не получится. Бойся, что не попробуешь."

— А поехали в Киргизию этим летом? Постоим лагерем с видом на Пик Ленина, поплаваем в Иссык-Куле?
— Да туда же только ехать неделю! До Пика Ленина около 4000 километров, тем более, с ребёнком!
— Ну а куда нам спешить?

Один известный путешественник когда-то написал в своём блоге, что для того, чтобы посмотреть всю Киргизию, достаточно двух недель с дорогой из Москвы. От нашей столицы до Тараза (это ближайший к киргизской границе крупный город Казахстана) ровно 3500 километров. Мы уже были там в 2012 и 2015 годах, и сама идея посещать эту красивую страну раз в три года показалась нам интересной.

В 2012 году мы добирались до границы ровно 6 дней: и без того непростая дорога была в ремонтах, так что приходилось каждый день "дальнобоить", в итоге приехали злыми и измотанными. Впрочем, красота окружающих гор сразу же это компенсировала.

Сейчас план был довольно простой: мы закладываем неделю на путь в одну сторону, проезжаем по 500 километров в день, никуда не спешим и наслаждаемся жизнью. Тем более, что нужную нам дорогу в Казахстане уже давно построили. А оставшиеся 500 километров от границы до Пика Ленина можно вообще "смаковать" очень долго, главное — это оказаться в Киргизии. На том и порешили, после чего стали собираться в путь.

Никогда не забуду момент, когда все шкафы и ящики уже плотно упакованы, и тут жена выносит на крыльцо ещё несколько огромных пакетов.

— Это что?
— Подгузники. Пять упаковок. Думаешь, мы найдём в Бишкеке именно эту японскую марку? И собачий корм, пёсичкам тоже надо кушать!
— Охренеть…

В итоге получилось так, что собачий корм, который расходуется сравнительно медленно, занял половину драгоценного пространства кухонного шкафа внизу, а вот те вещи, которые нужны постоянно и расходуются быстро (вроде одноразовой посуды и влажных салфеток) почему-то ехали на крыше, что оказалось жутко неудобным, особенно в первые дни путешествия.

1. "Веселье" началось практически сразу. Накануне выезда Виктор уронил какую-то свою игрушку с дивана на Звездеца. А через несколько секунд после того, как была сделана эта фотография, Маркус увидел пробегающего за забором кота и ломанулся из рук. В тот момент, когда он летел на бетонный пол я, кажется, даже зажмурил глаза. От произошедшего пёсик удивился не меньше нас, задрав на меня голову и как бы говоря "прости, хозяин". Помню, пошутил тогда, что выезжаем на исправной машине с двумя не совсем исправными собаками…

Сборы были долгими, стартанули поздно, около 2 часов дня. Так что за день проехали всего лишь 450 километров. Ночью на удивление было холодно, спали со включенным салонным отопителем.

Когда у нас только появились собаки, многие спрашивали, как они переносят дальнюю дорогу, на что я всё время отвечал: "в переноске". Теперь часто задают вопросы, как переносит дорогу сын. Как-как…

2. Лайк э босс! Первое утро в пути, самим ещё ничего не понятно, но потихоньку уже начинаем "вкатываться" в дорогу, и в целом #vanlife нам только нравится.

Потом начался дорожный ад Саратовской области, пришлось сдувать шины, чтобы было помягче. На удивление, солнечные панели, закреплённые на крыше, нормально выдержали непростое испытание. До границы просто убитая в хлам дорога. Российскую сторону прошли за 5 минут.

3. А вот на стороне Казахстана упёрлись в огромную очередь в 40-50 машин. Причём практически все с российскими номерами. Хорошо, что к нам подошёл пограничник в камуфляже и рассказал, как быть.

Оказывается, сейчас новые "негласные" правила прохождения границы, раньше такого не было. Машины российские, но, благодаря Таможенному Союзу, за рулём в основном граждане Киргизии, которые могут и у себя на родине ездить на российских номерах, долгое время не ставя машину на учёт, а также граждане Таджикистана. Их досматривают долго и тщательно. А граждан России и Казахстана пропускают вне очереди, так что можно смело объезжать всех слева и становиться у шлагбаума первыми. Мы про это не знали, лезть мимо очереди как самые умные тоже бы явно не стали просто так. В общем, раньше было по-другому, повезло, что мужик нам это рассказал.

Многие спрашивали, можно ли в Казахстан и Киргизию с дроном. Так вот, он у нас просто лежит в багажнике, и таможенники оба раза видели серый чемоданчик с "Фантомом". Уточняли, что это у нас именно дрон, а не что-то ещё, но кроме стандартных вопросов "сколько стоит" и "далеко летит" никаких возражений с их стороны не было. Заполнили миграционные карты, купили автостраховку на 2 недели за 1600 рублей, поменяли рубли на тенге по курсу 5 к 1 (1000 рублей = 5000 тенге)… В общем, ещё 10-15 минут — и вот мы уже на териитории Казахстана.

4. В 2014 году дорога от границы до Уральска по убитости могла дать фору Саратовской области, а теперь… Вместо того, чтобы проектировать военные базы на Луне или участвовать в небольших вооружённых конфликтах, казахи строят автобаны. Странные люди…

На первом же посту нас остановили ДПС и попросили показать диагностическую карту, которую мы предусмотрительно взяли с собой, ибо "техосмотр" здесь спрашивают постоянно. Придрались, что печать на карте не синяя, а чёрная, но "командир, какая была — такую и купил", едем дальше. За два с половиной дня пути прошли чуть более 1000 километров.

5. Встали в поле, вроде бы одни, но тут приехал местный на тракторе с огромной дырой в глушителе. Но Виктору такой трактор показался интереснее обычного, пошёл его изучать. А я, соответственно, пообщался с трактористом. Несмотря на возраст, по-русски говорил он очень плохо, чуть ли не отдельными словами, постоянно вставляя казахскую речь. Но в итоге мы друг друга поняли. Места спокойные, люди здесь добрые, отдыхайте, ребята, хорошей вам дороги!

6. Когда мы выезжали, дома было холодно. А тут вечером +22 градуса, степь и никого вокруг, красота! Приняли горячий душ прямо на улице, собакам тоже "досталось". Юля читает Виктору сказку на ночь.

7. Следующим утром встали поздно и собирались долго, часа полтора. Как я уже говорил, вещей с собой взяли много, многое ещё не нашло своё место, что-то вообще ночует на улице возле машины. Первое время это дико меня раздражало, но потом стало как-то проще.

В крупном городе Актобе зачем-то покушали пиццу в "пафосной" кафешке в центре. Поехали дальше, и упёрлись в ремонт моста, дорога прямо перекрыта, разворачиваться обратно из правого ряда шестиполосного шоссе я не рискнул, остаётся только повернуть направо. Выехал на полосу с буквой "А". Тут же останавливает полицейский, выбежавший из древнего УАЗа, стоящего в тени деревьев. Я приготовил документы, опускаю стекло. Его вопрос был немного неожиданным.

— Брат, у тебя есть кондиционер в машине?
— Да, есть.
— Ай красавчик вообще! Ну пойдём к нам тогда.

Сажусь в машину, их двое: молодой, который меня останавливал, и мужик лет 50-ти. Штрафы в Казахстане огромные, три года назад превышение на 20-40 километров стоило по тогдашнему курсу почти 10 тысяч рублей. Превышение на 10-20 километров или невключенные фары ближнего света сейчас стоят примерно 2200 рублей, то есть существенно больше, чем у нас. И вот мне начинают рассказывать, что я не просто нарушил, а НАРУШИЛ!

— Зачем сюда поехал? Знак же висит!
— Прямо ремонт же! Думал, "А" — значит "Абъезд" по-казахски!

Старший ответил, что объезд будет "Айналып", а в данном случае "А" значит "Абщественный транспорт".

— Ну вот, говорю, видите, как легко Ашибиться было (сам уже при этом ржу в голос). Но я же не один такой, ведь вы же тут, наверное, не просто так в теньке стоите, от нечего делать?

Тут они оба немного напряглись и сообщили, что "там висит знак и мы здесь работаем". Спросили, нужен ли мне штраф? Я честно ответил, что нет. "Ну, тогда оставляй уважение и хорошей тебе дороги".

В кармане водительского сиденья в Бусе как раз лежала стопка "уважений" — проверенный вариант, который мы впервые испробовали в поездке на Памир: магниты на холодильник с изображением Кремля. Сказать, что сотрудники "Жол полициясы" были удивлены — это не сказать ничего. Зачем-то спросили меня три раза, "от души ли подарок". Я им ответил, что конечно же, от души, магнит ведь не взятка! Они напряглись ещё больше.

В общем, я ещё не успел вернуться в Бусю с документами, как они уже включили "люстру" и по встречке уехали вверх, к ремонтируемому мосту. Наверное, всё-таки не имели права стоять в том месте. Рассказал о нашей беседе жене, посмеялись оба.

Встали на ночёвку за скудными кустиками прямо возле трассы. Ближе к полуночи, когда мы уже собирались ложиться спать, пришли трое мужиков с фонарями. Увидели наш свет в степи и решили узнать, всё ли у хорошо. Пришли из посёлка, до которого по прямой около трёх километров. Пожелали спокойной ночи и ушли обратно. Такая вот неожиданная встреча…

Утром нашли нового пассажира, который не хотел вылезать из крепления бокового тента. Действительно, где же ему ещё-то заночевать, как не в кемпере? Палочками вытащить не получилось, так что пришлось прибегнуть к "пшику" из компрессора, после чего зверушка покинула нашу компанию.

8. Вокруг бескрайняя степь, на обочинах появляются "корабли пустыни". Виктор до этого ещё не видел верблюдов. На улице около 40 градусов. Кстати, атермальная плёнка на передней полусфере оказалась настоящим спасением, эффект от неё был очень заметен: если до этого мы всегда ставили кондиционер на максимальную мощность ("четыре"), то теперь, охладив с утра салон машины, дальше ехали на "двойке", и внутри было комфортно.

9. Внезапно!

10. Не смогли не сфотографироваться на проходной. А потом встали на ночёвку прямо на окраине космодрома.

11. Казалось бы, чего интересного может быть в степи? Закаты! Огромное солнце медленно садится за горизонт, я снимаю таймлапс, а Витя изо всех сил пытается мне помочь, вставая перед объективом, чтобы разнообразить унылое видео.

12. А какой красивый Млечный Путь вдалеке от цивилизации! Лишь огни далёких машин на трассе напоминают, что мы не одни. А ещё на дворе середина августа — пик метеорного потока Персеиды, и я, глядя на падающие звёзды, очень жалею, что мы сейчас не в горах…

Да и разная живность скучать не давала:

13. Кто долго фотографирует ночью — тот поздно встаёт утром! Я был реально рад, что сделал приточную вентиляцию в салоне. Примерно в 8 утра, когда солнце уже начинало припечать, нажимал кнопку на брелке, включался мотор печки и загонял в салон прохладный утренний воздух, что давало нам возможность высыпаться до 10 часов, стоя на солнцепёке. Ну а солнечные батареи начинали подзаряжать аккумуляторы практически с рассвета.

Пока мы собирались, мимо нас проехал УАЗ. А потом развернулся и подъехал к нам. Оттуда вылезла большая семья, человек восемь. Трое мужчин, женщина и дети. За рулём пацан. Мужики пьют водку, на жаре им особенно "хорошо", предложили нам присоединиться к "застолью". Вежливо отказались. Сказали, что пасут скот недалеко от космодрома, что русских здесь любят и уважают, что в Казахстане всё очень дорого, потому что всё привозное из России, а везти стоит дорого, потому что Казахстан огромный, и расстояния большие.

Ну, не знаю. Солярка на местной сети АЗС "Казмунайгаз" летом стоила 34 рубля за литр, а 95-й бензин ещё дешевле. "Как же так?" — удивится читатель. А всё просто. Казахстан — это нефтедобывающая страна. Хотя… Хм. Ну да ладно. Возможно, эти факты никак между собой не связаны.

По пути продолжаем изучать местный язык. "Тутынуши бурыши" — уголок потребителя. "Эуежай" — аэропорт.

14. Но расстояния и впрямь огромные. Можно проехать 200-300 километров и не встретить ни одной заправки и не увидеть ни одного населённого пункта, так как они находятся в стороне от трассы. Только ты, фургон и дорога. Километр за километром. Сотня за сотней. Радует расход топлива — менее 10 литров солярки, несмотря на солидный вес нашего кемперочка.

15. Несмотря на "драконовские" штрафы и спокойное вождение в целом, отдельные индивидуумы всё равно встречаются. Вот, например, спешащий пассажирский автобус объезжает закрытые шлагбаумы на переезде по "встречке" под крики железнодорожного работника. Так как мы забыли заправиться в Аральске, пришлось заезжать на какую-то левую АЗС в населённом пункте Айтеке Би, потому что до следующей заправки было около 250 километров.

В Кызылорде очень долго искали продуктовый магазин с нормальным выбором. Ощущение, что все местные жители знают какую-то тайну, где же именно находится ближайший супермаркет, но не хотят делиться ею с другими людьми. Или это такая успешная бизнес-стратегия: у нас есть фрукты и печенье к чаю, но молоко будет вон там через дорогу, ах, вам ещё и детское питание нужно?

Проехали Туркестан, на съезде с объездной сзади включаются мигалки, останавливают нас и машину с киргизскими номерами. Показывают на смартфоне, что мы пересекли сплошную линию при перестроении между рядами. После длительных переговоров обе стороны признали, что незначительное нарушение имело место быть, но сотовый телефон не является в суде сертифицированным средством видеофиксации нарушений, но и уезжать гостям без подарка здесь вроде как не принято… В ход снова пошли магниты! Ну а мы отправились дальше.

16. В этом кадре прекрасно всё. И миражи на раскалённой четырёхполосной трассе, и скот, лезущий через отбойник и временно перекрывший движение на ней, и сама дорога. Бетон! Гладкий, как стекло! Несколько сотен километров идеального четырёхполосного бетона, только шины легонько шуршат по водоотводящим поперечным канавкам. Сколько стоит такая дорога — страшно себе представить. А в 2012 году здесь ещё была грандиозная стройка, китайская техника и бесчисленные пыльные грунтовые объезды.

И вот мы в Таразе. Заправляемся под завязку и отправляемся в сторону границы.

17. Перед шлагбаумом штук пять-семь легковушек, за ними три грузовика, за грузовиками мы. Стоим с кондиционером, на улице жара. Все выходят из машин. Ждём 15-20 минут. Периодически к шлагбауму по "встречке" пролетают местные такси, блокируя движение, высаживают пассажиров и уезжают обратно. Внезапно все начинают бегать. Грузовики гудят — сейчас поедем, все прыгают в кабины. И вот тут начинается необъяснимое…

Все сигналят, кто-то лезет с обочины, кто-то летит по встречке, возле шлагбаума каким-то образом впихиваются в очередь так, что дальнобойщики просто не успевают тронуться, гудят и матерятся. Итог — с десяток машин вклинилось вперёд, грузовики на месте, мы стоим за ними, а за нами уже очередь на километр. И так три-четыре раза. Ты смотришь на всё это дело, и тупо начинают сдавать нервы.

18. — Папа, ты глянь, что этот киргиз с багажом исполняет! Только был на встречке, уже с обочины лезет! 😀

Жена нервничает. Через полтора часа, стоя на том же месте, я уже начинаю звереть. Включаю режим "дерзкий, как такса" — обхожу народ по встречке и вклиниваюсь первым. У соседней машины открывается стекло. Оттуда охреневшее удивлённое лицо.

— Эээ, брат, ты зачем такое делаешь?

Как смог, объяснил, что он пятнадцать минут назад проехал мимо нас, а нам тут уже стоять надоело. Видимо, был убедителен, потому что под открывшийся шлагбаум мы заехали первыми. Ещё 20 минут на досмотр ("туристы, дрон везёте?") — и вот мы уже на территории Киргизии. На границе меняем деньги, за 10 000 рублей нам дали 9500 сомов. Обязательной страховки нет: всё равно страховые никому ничего не платят. В первом же населённом пункте нашли колонку с водой, аптеку и продуктовый магазин с отличным выбором. Цивилизация!

19. Несколько дней назад мужик на тракторе без глушителя рассказывал нам о том, что ему, как ударнику труда, при СССР давали путёвку в Москву, и столица оказалась тогда большой и красивой. Спросил, на месте ли Ленин. Я ответил, что у нас в стране стабильность — "дедушка" по-прежнему на своём месте, приезжайте в гости. Проезжая плотину Кировского водохранилища, из-за которого у Казахстана, испытывающего недостаток воды, возникают разногласия с Киргизией, я вспоминал тот разговор.

20. Неделя пути, 3500 километров за спиной. Немного устали, но оно того стоило. Семья Французовых оказалась в Киргизии!

Ну а впереди нас ждали горы-семятысячники, много приключений, потрясающие виды и тёплое озеро Иссык-Куль:

Дальше будет ещё интереснее! Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий