обзоры авто

Этап Чемпионата Мира по ралли WRC глазами простого зрителя. Часть 1. Ян Копецки, Skoda Fabia R5 и долгожданная победа

"Ваш почтовый адрес был выбран компьютером из тысяч других. Вы счастливчик, потому что поедете в качестве простого зрителя дышать пылью, мокнуть под дождем и месить грязь по колено на этап Чемпионата Мира по ралли в испанскую Каталонию. Вылет завтра утром." Письмо примерно такого содержания упало мне на почту, в графе отправитель – Skoda Motorsport. Вещи я собрал быстро…

В течение уикенда я как ужаленный метался между спецучастками, иногда пробегая пешком по 14 километров в день (шагомер насчитывал более 20 тысяч шагов), впитывал рев моторов, запах выхлопа и какой-то популярной среди местных агрокультуры, и фотографировал, фотографировал, фотографировал.

Аккредитации фотографа, дающей доступ к лучшим местам вдоль трассы, у меня не было, так что все снимки я делал с точек, доступных рядовым болельщикам.

В этой истории будет два поста — первый про Skoda и ее гонщиков, а второй — про особую дурманящую атмосферу этого вида спорта, побуждающую болельщиков со всего мира следовать за пелотоном WRC, как за гамельнским дудочником.

Поехали!

Немного о Skoda в ралли

История участия марки из Млада-Болеслава в ралли восходит к шестидесятым годам. На тот момент в компании уже строили самые быстрые на весь соцлагерь спортивные двухместные аппараты, вроде Skoda 1100 OHC. С развитием линейки компактных машин, ничем не напоминающих довоенных гигантов Laurin&Klement, и более отвечающих потребностям социализма с европейскими чертами лица, в Skoda переключились на ралли. Благо, для этого нужно было лишь слегка подготовить серийный автомобиль.

Octavia, 100MB, серии 110, 120 и 130 — каждая из моделей марки выходила на раллийные допы. В семидесятых-восьмидесятых годах, еще до падения Стены, в Чехии построили несколько чисто раллийных аппаратов. Например, 130RS и даже соответствующий требованиям легендарной группы B Skoda 130RL с продольно расположенным сзади (!) 1.3-литровым атмосферником, развивающим 130 л/с при 8000 об/мин.
Конечно, 130RS не мог тягаться с 450-сильными монстрами вроде Audi Sport Quattro S1 или Lancia Delta S4, но свои 220 километров в час набирал уверенно.

Потом — смена эпох и вхождение в группу Volkswagen. Новые модели, новые бюджеты и новые горизонты. Уже в 1994 на 110-сильном хетчбеке Favorit благодаря Павлу Сибере и Эмилю Тринеру выигран чемпионат WRC в двухлитровом зачете. В следующем году в классе Kit Kar поехала созданная при участии ветерана ралли Стига Бломквиста Felicia. Будучи специальным гостем на RAC Rally 1996 года, 50-летний пилот лично заехал на этой малышке третьим в общем зачете.

В конце девяностых началась эпоха Octavia WRC, и это были уже совсем другие бюджеты и масштабы. Имена пилотов говорят сами за себя — Бруно Тьери, Армин Шварц, Роман Креста, Тони Гардемайстер, Дидье Ориоль, Колин МакРей, Микко Хирвонен, Маттиас Экстром… Пожалуй, одним из самых малоизвестных пилотов Skoda был в те годы 20-летний чех Ян Копецки, начавший свою карьеру на кольце, пришедший в ралли в 2001 году и сразу ставший Чемпионом Чехии.

Успехи и мечты Яна Копецки

Первый выезд Яна Копецки в чемпионате WRC состоялся в 2002 году за чешскую национальную команду Matador. Один этап в Германии, на котором был зафиксирован сход. В 2003 году спонсором команды стала Skoda. Молодому гонщику удавалось раз за разом быть на тумбочке в чемпионате страны и периодически выступать в WRC — сначала на нескольких этапах, а потом и на большей из части. В 2006 году на частном хетчбеке Skoda Fabia WRС Копецки стал 15-м в общем зачете, в 2007 — двенадцатым.

В 2005 году "заводская" Skoda ушла из WRC, чтобы через три года вернуться в IRC вместе с Skoda Fabia класса Super 2000. В 2009 году Ян Копецки наконец-то стал заводским пилотом. Результат не заставил себя долго ждать — четыре сезона к ряду он завершал на второй строчке финального рейтинга. В 2013 году чех выиграл чемпионат Европы по ралли.

Далее — смена класса. На смену S-WRC с автомобилями S2000, появился WRC2 — и, соответственно, Skoda Fabia R5. За рулем полноприводного хетчбека с турбированным 1.6 оказывались один за другим подающие надежду гонщики — Эсапекка Лаппи, Понтус Тидеманд, Тиму Сунинен, Андреас Миккельсен, Николай Грязин. И, конечно же, Ян Копецки. В 2015 году в WRC2 он был восьмым, в 2016 и 2017 годах — четвертым.

Сезон 2018 года стал для 36-летнего пилота вершиной карьеры — победа на пяти этапах WRC2 и первое место на испанском этапе позволило ему впервые в жизни возглавить рейтинг Чемпионата Мира. Успешный финиш в Испании гарантировал бы ему победу в Чемпионате.

Cвоими глазами

Первый день ралли — шейкдаун, который я пропустил. Второй — грунтовые спецучастки. Зрителей в лучших местах осыпает камнями, накрывает облаками пыли.

Заметить на глазок разницу в скорости между WRC и WRC2 трудно, на 38-километровом СУ7 между стоящим на 14 позиции общего зачета Копецки и лидером, Латвалой, всего минута разницы. Отличается прежде всего звук — WRC заметно громче.

Как признает сам Копецки, "R5 — класс, ограниченный довольно строгими техническим ограничениями, и инженеры Skoda проделали огромную работу, чтобы сделать Fabia R5 такой быстрой. Fabia S2000 была ближе к группе А, и на ней было несколько веселее ездить. Fabia R5 ближе к группе N, то есть к стандартным автомобилям."

Тем не менее, в зачете WRC2 Skoda сейчас быстрее всех. Глядя на ювелирную точность, с которой едет Копецки, я понимаю, что это не просто фан, это работа и серьезное напряжение. И дело тут не только в конкуренции с пилотами других команд.

Съемка ралли в максимально неблагоприятных для этого условиях дала мне еще один повод впечатлиться работой следящего автофокуса Olympus OM-D E-M1 mark II. Работать этой камерой одно удовольствие не только в путешествиях.

Его напарник по команде Skoda, швед Понтус Тидеманд, моложе на 8 лет, и занимает вторую строчку рейтинга, уже имея в активе титул Чемпиона Мира (2017). Все таки, не случайно он пасынок Хеннинга Сольберга… Еще один пилот заводской команды чешской марки, финн Калле Рованпера, и вовсе 1 октября отметил свой восемнадцатый день рождения. При этом у него уже четвертая позиция в рейтинге WRC2.

Калле Рованпера едет в традиционном для финнов эффектном стиле

Другими словами, у молодых пилотов гораздо больше шансов перейти на класс выше, сменив команду. У Яна такой широты возможностей нет. На вопрос, когда мы снова увидим его за рулем автомобиля WRC, Копецки улыбается: "Конечно, я хотел бы снова выступать в WRC, но это зависит не только от меня — все решает начальство."

В скорости Рованпера не уступает пилотам WRC. Парню восемнадцать!

Тем временем, даже намеков на возвращение в WRC в Skoda не озвучивают. Участие в младшем классе больше соответствует стратегии марки – тем более, что этим путем идет теперь и Volkswagen, отказавшийся от WRC ради WRC2.

Сервисный парк

После всех СУ — обратно в сервисный парк. Возможность попасть в гараж — единственная привилегия, отличающая меня от простого зрителя, который, впрочем, может смотреть на то же самое от невысоких въездных ворот бокса.

Гигантское табло с цифрами, сложенными из крупных зеленых пикселей, показывает 75 минут — ровно столько времени есть у механиков, чтобы подготовить автомобиль к асфальтовым СУ следующего дня.


На этом видео — утренняя 15-минутная подготовка автомобиля

Ралли Каталонии уникально тем, что только тут грунтовые этапы сочетаются с асфальтовыми. Это значит, что в течение гонки гонщик управляет буквально двумя разными автомобилями — помимо клиренса, тормозов, шин и характеристик подвески, меняется характер управляемости автомобиля.

За один час и 15 минут механикам нужно установить другие пружины и амортизаторы, тормозные диски большего диаметра, другие диски и шины.

Но это еще не все — подошел ресурс и других агрегатов, поэтому за 75 минут механики меняют переднюю и заднюю подвеску в сборе с подрамниками, включая смонтированные на них задний дифференциал и рулевую рейку, а также коробку передач и сцепление.

Поначалу старший механик гоняет фотографов прочь из гаража, чтобы не мешались под ногами. Но уже через полчаса становится понятно, что ребята успевают с хорошим запасом — и меня пускают в гараж.

Skoda Fabia R5

На лицах механиков — чистая радость от работы отличным инструментом с гоночными машинами. Они хорошо понимают, как много от них зависит. Гоночные компоненты тоже выглядят отлично, деталями Skoda Fabia R5 можно любоваться вечно.

По сравнению с автомобилями WRC, в классе R5 у автомобилей больше серийных деталей. Например, силовая структура кузова тут стандартная, если не считать вварной каркас и переделки, связанные с установкой полного привода. Снаряженная масса — 1230 кг.

Под капотом — 1.6 литровый турбомотор с прямым впрыском, выдающий 285 л.с. и 420 Нм. Двигатель построен на базе 180-сильного 1.8 TSI EA888 для китайского рынка. Отличия от серийной версии, помимо сниженного объема — другой кривошипно-шатунный механизм, новый клапанный механизм, топливный насос высокого давления и форсунки повышенной производительности, модифицированная турбина от Audi S3 (давление до 2.5 бар, рестриктор 32 мм), а также доработанные и оптимизированные системы охлаждения и смазки.

Важная черта R5 — минимум электроники. Полный привод — постоянный, с самоблокирующимися механическими межколесными дифференциалами. Передний дифф расположен в одном корпусе КПП, задний подключается при помощи кардана. Межосевой дифференциал отсутствует, однако, есть дополнительное сцепление, размыкающую связь с задними колесами при рывке гидравлического ручника. Коробка передач – полностью механическая, секвентальная пятиступенчатая. Максимальная конструктивная скорость составляет около 200 км/ч.

Подвеска спереди и сзади — МакФерсон. Ступицы и кулаки впечатляюще масштабные, диаметр корпусов стоек внушает. Размер тормозных дисков для асфальта — 355 мм спереди и 300 сзади, для гравия — 300 мм по кругу. Соответственно, на асфальте используются 18-дюймовые колесные диски (ширина 8"), а на гравии 15-дюймовые (ширина 7"). Шины поставляет Michelin, правилами разрешено всего два компаунда — жесткие и мягкие.

Сзади в районе багажника располагается топливный бак объемом в 82.5 л. Конструкция бака непростая — он сделан из кевлара и стойкой к проколам самозатягивающейся резины. Также бак наполнен специальной пеной, предотвращающей перелив топлива. Снизу — дополнительный слой защиты из адсорбента и кевлара толщиной в 10 мм. Топливо — специальное гоночное, по стандарту FIA. Расход во время гонок составляет примерно 0.6 л на километр СУ, то есть, 60 литров на сотню.

Стоимость такого автомобиля составляет от 180 до 250 тысяч евро, то есть примерно вдвое дешевле S2000 и в разы дешевле WRC; на сегодняшний день это самый массовый и самый успешный спортивный автомобиль в истории Skoda – четыре с половиной сотни побед в различных этапах ралли на более чем двух сотнях выпущенных экземпляров.

Ралли под дождем

Всю ночь лил дождь, который не остановился и утром.

Асфальтовый день поснимать мне практически не удалось – погода и отсутствие аккредитации фотографа ограничивали выбор локаций.

Зато вымазался в грязи знатно, но об этом и других шикарных возможностях зрителя WRC — в следующем посте.

К вечеру распогодилось, и короткий городской СУ в Салоу прошел уже по сухому. На дистанции в два с половиной километра, первые двадцать человек — в семи секундах.

Сами заезды я осознанно пропустил — интереснее было посмотреть за эмоциями гонщиков перед стартом.

Копецки был немногословен — перекинувшись парой слов с Петтером Сольбергом, он попозировал мне для фото, сел в автомобиль и до старта СУ вышел из него лишь однажды — чтобы надеть шлем.

Казалось бы, не о чем волноваться. Разрыв между ним и Тидемандом в финальном рейтинге — всего 14 очков. В испанской гонке швед не участвовал, уступив место Рованпере. Но все равно что-то явно волновало чешского гонщика… Мысли о будущем?

Финальные СУ

Последний день гонки — холодный после ночного дождя асфальт горных серпантинов, пронизывающий до костей ветер. Пробиться в интересную для фотографий точку в окружении испанских болельщиков было непросто, о чем заранее намекали сотни запаркованных на серпантине автомобилей.

Так и есть — к ограждающему трассу периметру подойти не удалось. Снова карабкаюсь куда-то по грязи, падаю, пачкаюсь, режу руки о камни… Но найденный ракурс того стоит. На кругу гонщики задействуют ручник, и толпа взрывается громкими криками.

Итог этапа в WRC2 – первый Рованпера, второй Копецки, третий Петтер Сольберг, выступивший, похоже, ради поддержки проекта Volkswagen Polo R5. Еще до конца чемпионата, Skoda — победитель WRC2 в командном зачете, Ян Копецки — Чемпион Мира. Шампанское, овации, веселье.

А у меня в голове крутится мысль — интересно, смог бы талантливый чешский гонщик побороться с нынешней молодежью в WRC? Надеюсь, у него еще появится такая возможность. Ведь чудеса иногда случаются, не так ли?

Текст и фото: Артем Ачкасов, специально для Drive2.ru

Не переключайте канал — в следующем посте будут Лёб, Ожье, Сольберг и другие живые легенды ралли, а также мои впечатления от особой атмосферы этого невероятно крутого вида спорта. Буду рад вашим вопросам и комментариям.

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий