обзоры авто

Комарно-Комаром — город-крепость на двух берегах Дуная

Этот город-крепость на двух берегах Дуная мог защитить от неприятеля 250 000 человек, и так никогда и не был взят в бою. Во второй половине двадцатого века в старинных бастионах размещались советские войска.

Венгерские дорожники — ребята творческие. От безалаберности водителей учат просто — кнутом да пряником. Пряник — скоростная магистраль, позволяющая ходом пройти через всю страну, от Словакии до Сербии, ни разу не сбросив ниже ста тридцати. Кнут — плохонькие второстепенные дороги с большим количеством ограничений скорости и обилием полицейских засад, а также жестокие делинаторы на круговых движениях.

Другими словами, дублирующие сплошные линии разметки специальные полосы из металлических полусфер высотой сантиметров в 15, не позволяющие перестраиваться на кругу. Заехал на перекресток через правый ряд — значит, едешь только направо, либо остаешься без колес или подвески, особенно, если скорость была хорошей. Все местные водители про эти приколы знают — и на таких кругах едут, словно в slow motion.

Я же ничего не подозревал, и заехал на круг не снижая скорости ниже разрешенного на загородной трассе лимита. Виноват, но из песни слов не выкинуть. Навигатор внезапно перестроил направление, я последовал за ним… Далее раздался неслабый удар, автомобиль подпрыгнул после чего неожиданно мягко приземлился обратно на бренную землю. Приехали! К счастью, подвеска Outlander оказалась на удивление крепкой, шины тоже выдержали удар, о котором теперь напоминали только потертости на боковинах и царапины на дисках. Обучение сработало — больше на такой скорости я на круги не заезжал, и внимательно следил за знаками и соблюдением рядности — даже если делинаторов на кругу не было.

Узкая асфальтовая спираль дороги, блеклая штукатурка глинобитных домиков, кирпичный цвет истертой дождями черепицы. Венгерские городки похожи друг на друга, как терпкие слезы палинки. Выцветшая зеленая, как у армейской техники, краска железных арок узкого моста через Дунай. Граница Словакии и Венгрии…

Граница между Словакией и Венгрией проходит по Дунаю.

Здесь, на обоих берегах великой реки, расположился уникальный город-крепость. Комарно либо Комаром, в зависимости от того, на каком берегу вы находитесь. Комаром — оригинальное, венгерское название, место также называли Коморн. Первое фортификационное сооружение возникло тут еще во времена римлян, а основы современных укреплений были заложены в десятом веке, когда эта территория была под властью венгров.

Стратегическое расположение Комарно-Комарома на двух берегах Дуная обуславливало необходимость надежной защиты территории. Тот же Гибралтар, но на Дунае…

В 1424 году первая каменная крепость на левом берегу противостояла монголам. Возведенные по проектам итальянских мастеров фортификации во второй половине 16 века бастионы так и не были взяты турками, в отличие от других крепостей Венгрии. Через полвека защитные сооружения перестраивал уже император Священной Римской империи и король Венгрии Леопольд I, планировавший укрыться тут в случае успешного вторжения в страну неприятеля. Позже это пригодилось одному из его преемников, Францу II.

"Милостью божьей избранный Римский Император, превечный Август, наследственный император Австрии, он же Король Венгрии, Король Богемии, Король Хорватии и Славонии, Король Галиции и Лодомерии" Франц укрывался в Комароме от Наполеоновских войск. Французы не смогли добраться до беглого императора, и это сохранило ему власть, хотя и привело к упразднению Великой Римской империи, а также выдаче дочери Франца Марии-Луизы, замуж за самого Наполеона Бонапарта. Замшелые, ломкие страницы истории…

После своего спасения Франц II приказал усовершенствовать крепость. Была перестроена цитадель и крепостные валы на левом берегу. Их совершенство сыграло с империей дурную шутку. Во времена демократической революции 1848-1849 года крепость покинул итало-хорватский гарнизон, и ее без боя заняли мятежные венгры во главе с генералом Клапкой. Австрийские войска неоднократно штурмовали крепость, но все было напрасно, пока к ним не присоединилась русская армия. Первый штурм был неудачным. Но поскольку остальные участники мятежа уже были разгромлены, вскоре Дьёрдь Клапка капитулировал — на весьма выгодных для него условиях.

К 1870 года крепость была полностью достроена. На правобережье воздвигли сразу три внушительных форта — “Моноштор” (он же “Сандберг”), “Чиллаг” и “Игманд”. Произошло это скорее по инерции, ведь к концу 19 столетия подобные крепости уже считались устаревшими и не особенно нужными с военной точки зрения. Форты Комарома использовались в качестве казарм — один только “Моноштор” позволял разместить более 8 000 солдат и офицеров. Общая вместимость всех укрытий составляла 250 000 человек — тут подразумевается практически вся площадь защищенного бастионами Комарно.

Вид с форта Моноштор на Дунай

В 1918 году Австро-Венгрия распалась. Цитадель и крепостные валы остались в словацком Комарно, форты — в венгерском Комароме. Во время войны тут располагался сначала пересыльный лагерь для польских и французских беженцев, позже, после оккупации Венгрии Германией, тюрьма временного содержания для цыган и евреев на их пути в немецкие концентрационные лагеря.

Вид сверху на форт Моноштор

Во второй половине 20 века форты заняли советские военные — Южная группа войск. В цитадели стоял мотострелковый полк, в форте “Моноштор” было обустроено крупнейшее в Центральной Европе хранилище боеприпасов. По крайней мере, так написано в открытых источниках. Уверен, что среди читателей найдутся те, кто служил в Комарно или Комароме, и дополнят мой рассказ. Легенд про крепость очень много — например, что под Дунаем был проложен тоннель, а в крепости хранили ядерные ракеты. Скорее всего, это неправда — ведь хранилище атомных боеприпасов в Венгрии располагалось в объекте “Маленькая Москва” рядом с озером Балатон.

Сегодня увидеть можно и ту и другую части некогда великой крепости, но с небольшой оговоркой. Посещение словацкой части возможно всего один раз в месяц, и то в составе организованной экскурсионной группы. Другими словами, планировать такую поездку нужно заранее.

Сфотографировав верного железного друга у закрытых ворот словацкой цитадели Комарно, я отправился обратно, в Комаром, а точнее — в тот самый “Моноштор”, занимающий вместе с огневыми рубежами площадь в 70 гектар. В связи с Рождеством, касса форта и музей на его территории оказались закрыты, но охранник вошел в положение и махнул рукой — мол, проходите так!

Один из бастионов форта

Оказаться в одиночестве на территории столь крупного сооружения — то же самое, что почувствовать себя в какой-то постапокалиптической видеоигре. Главное — вовремя “засейвиться”, прежде чем осторожно нырнуть под кирпичные своды бесконечных галерей. После вывода советских войск “Моноштор” несколько лет пребывал в забвении, после чего в нем хорошенько прибрались — разобрали хлам и открыли для туристов.

На официальном сайте ЮНЕСКО написано о том, что перед отъездом советские войска занимались распродажей налево всего, что можно открутить, включая окна и полы, а также заминировали казематы. Так это или нет? Не знаю, но до сих пор в одном из заколоченных помещений можно найти остатки старой мебели, на которую взгроможден цветной телевизор, очень похожий на советский “Рубин” или “Электрон”.

Надпись на последнем фото — amit ma megtehetsz ne halaszd holnapra, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Бродить по форту можно часами, подмечая все новые и новые детали.

Тут нет знакомой для исследователей фортов Кронштадта или острова Русский опасности вляпаться в экскременты или напороться на битое бутылочное стекло или иглу “инсулинки”. Вместе с тем, тут достаточно мрачно и атмосферно, чтобы представить себя в любой эпохе — Австро-Венгерской, советской… Представлять период нацистских лагерей не хочется даже в страшном сне.

Призванные усилить впечатление композиции с использованием манекенов производят меньшее впечатление, чем расцарапанная до седой штукатурки красно-коричневая краска стен.

“Крым. ДМБ-90. Осень”. “КазССР с/з Бакалы 1988-89”. Уверен, эти каракули до сих пор живы в памяти людей, их сделавших, и олицетворяются, скорее всего, далеко не с худшим периодом жизни.

Реконструкция помещения казармы австро-венгерской армии

По некоторым данным, практически каждое помещение комплекса использовалось для хранения ящиков с оружием и боеприпасами.

Для их перевозки и перемещения использовались конвейерные ленты и вагонетки.

Остатки железнодорожных путей можно найти у одного из бастионов форта.

Гигантскую пустую площадь в центре форта раздувает ветер. У дальней стены — небольшая коллекция ржавеющей под дождем военной техники. Зеленая опалина краски на кубиках протектора — все мы знаем, как красят технику в армии.

ПРВ-16Б "Надежность" — радиовысотомер на шасси КрАЗ-255Б. Эта установка позволяла определять высоту полета различных летательных аппаратов.

Рядом — маловысотная РЛС П-15 "Тропа" на шасси ЗиЛ-157,

и если я ничего не путаю, установка РЭБ на шасси Урал-375.

По-соседству стоит венгерская бронемашина PSZH D944 (ОТ-66), созданная на базе разведывательной машины D-442 FUG (ОТ-65), которая, в свою очередь, была основана на конструкции БРДМ-1 (хотя двигатель у “венгра” располагался сзади).

Крепость в Комароме оставляет глубокое, многослойное впечатление. Она была свидетелем разных эпох, и она осталась собой, ни смотря ни на что…

Конечно, было немного жаль, что не удалось посетить бастионы Комарно, но впереди меня ждала великолепная Сербия. Об этом — в следующем посте! А пока буду рад вашим комментариям и дополнениям.

Читайте также другие заметки про путешествие в Болгарию на Новый год:

— В Болгарию на машине? Зимой? Да! Пост-инструкция + бюджет
— Едем в Европу через Беларусь. Новые правила таможни 2019. Личный опыт
— Штольня “Черная Форель” и бюджетная ночевка в замке
— Горные перевалы и Нитранский замок
— Неожиданная Братислава: Без людей и не как в "Евротуре"
— Бункеры на границе Словакии и Австрии
— Город-крепость Комарно, Словакия-Венгрия
— Петроварадинская крепость в Сербии
— Черная кошка, белый кот во дворце Шпицеров
— Многозначный Белград
— Белградский автомузей
— Из Суково в Поганово по опасной горной дороге
— Троянский перевал
— Болгарские зарисовки
— “Храм” болгарской компартии Бузлуджа
— Долина смерти в Словакии

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий