обзоры авто

Светописи былого… Часть первая и, возможно, не последняя

Всякий раз, просматривая фотоподборки камрада moff1978, всякий раз начинаю коситься в сторону моих гор кощеева злата, насобранного за лет так 10, если не больше. Но лень обычно побеждает. Сегодня же решил ее таки преодолеть. Возможно, буду выкладывать еще, если будет интерес.
А начну с темы, которая нам с супругой уже давно очень интересна — но пока что слабореализуема по ряду причин.

Просто выложить пару десятков фото мне неинтересно, поэтому решил раскопать тему для расширения кругозора.
На Драйве2 и в Рунете нашлось несколько криво переведенных гуглем компиляций на эту тему, набитых ошибками и байками (типа "газового холодильника марки Доместик") чуть более чем полностью. Поэтому тисну свой коротенький исторический экскурс.

Бум на дома на колесах в Штатах начался в ранние 20ые, с ростом сети асфальтированных дорог и количеством доступных ширнармассам автомобилей. Ранние трейлеры собирались, как правило, на стальной раме с деревянным каркасом, обшитым оргалитом (известным тут как Masonite). Ресурс у этих инсталляций был невысок и немудрено, что до нашего времени дожили единицы.

В 29-м году жахнула Великая Депрессия и эти кибитки стали популярными среди потерявших дом и сезонных рабочих, мигрировавших по стране в попытке заработать хоть какую копейку на пропитание.

Переселенцы едут на Запад, в поисках работы и пропитания

На этом фоне настоящим пришельцем из будущего стали появившийся в 1934 году трейлер Bowlus Road Chief и двумя годами позже — в 1936-м — Airstream Clipper.
По авиационной манере и категорически против всех существовавших традиций трейлеростроения на тот момент, несущий корпус и обшивка выполнялись из алюминия и соединялись посредством клепки. Внутренняя отделка — лакированый деревянный шпон.

Boulus-Tenner Road Chief, 1934 год

Airstream Clipper, 1936 год

Вопреки распространенному мнению, что Clipper суть плагиат на тему Роуд Чифа, все было немного не так.

Конструкция и внешний вид Road Chief принадлежали перу Вильяма Боулуса, очень заметной фигуры довоенной моторной и безмоторной авиации.
Что интересно, цель создания "Вождя дорог" имела мало отношения к досужему отдыху — Боулус строил средство доставки и и обеспечения комфортных условий проживания для экипажей самолетов на отдаленных аэродромах, не больше и не меньше. Boulus-Tenner предлагали только один типоразмер конструкции и один вариант внутреннего оснащения.

Отреставрированный интерьер Clipper 1936 года.

Трейлеры продавались как самой компанией Bowlus-Teller (Боулус понятно, а Теллер был казначеем и совладельцем компании), так и, в 1934-35 годах, компанией Airstream (которая до Клиппера больше была известна как раз традиционными оргалитовыми коробочками и наборами "построй свой трейлер сам"). Владелец Airstream Уолли Байам хорошо знал Боулуса и был в восторге от Роуд Чифа. Хотя истоки дизайна Клиппера однозначно указывают на творение Боулуса, был внесен длинный список изменений. Подробнее можно прочесть вот здесь, например.

Оргалитовый Эйрстрим — дом вдали от дома для небогатых.

В 1937 году компания Боулус-Теннер обанкротилась. Среди причин, помимо Великой депрессии, называется слишком ригидный подход к комплектации, и слишком высокая относительно оснащения цена. Ценник Вождя дорог, сработанного с авиационной добротностью из дорогущего и редкого дюраля, обгонял большинство массовых автомобилей того времени.

Эйрстрим же, наоборот, процветал. Более того, компания стала единственным из более 400 производителей кемперов, пережившим Великую депрессию.
Залогом успеха Байама стали разнообразный модельный ряд на каждый кошелек (оргалитовые кибитки шли по цене 500-600 долларов, Эйрстримы — от 1200 до 3500, для сравнения 2-дверный седан Форда тогда стоил вполовину меньше), более экономная конструкция, а также бесконечно гибкий подход к комплектации. Все трейлеры строились под заказ, и размеры, форма, внутреннее убранство и оснащение — все прописывалось в договоре о продаже. Практически невозможно было найти два одинаковых Клиппера.
Производство закрылось лишь с началом Второй мировой войны, когда все ресурсы были направлены в оборонную промышленность. Фирма была расформирована.

Во время войны Уолли Байам работал на Локхиде, а аккурат после ее окончания получил от небольшого авиасборочного подрядчика Кёртис Райт, желавшего перевести свое производство на мирные рельсы, предложение разработать и наладить производство алюминиевых туристических трейлеров в том же стиле, что и довоенный Эйрстрим. Новинку назвали Silver Streak Airstream и она дополняла уже существующий модельный ряд компании.

В 1947 году Байам покинул Кёртис Райт из-за финансовых разногласий и воссоздал свою старую компанию, Airstream, благополучно существующую и поныне.

Алюминиевый Silver Streak же получил дальнейшее развитие.
В конструкцию были внесены значительные изменения. Вместо несущего кузова использовалась мощнейшая рама, внутреннее оснащение устанавливалось после окончания монтажа внешних панелей (и толстенной шумо- и теплоизоляции), а не наоборот. Снова использовался дюраль. Единственное, в чем Сильвер Стрики уступали Эйрстримам — это во внешности. Они гораздо более коробчатые и тяжело выглядящие.

К сожалению, после нескольких разводов, отпочковываний и новых марьяжей учредителей, компания прекратила существование к 1997 году.

В настоящее время предпринимаются попытки возродить как Silver Streak, так и Bowlus Road Chief, используя современные материалы. Ценники плавают в диапазоне 134,000 — 220,000 долларов.

Ну а теперь собственно фотопост.

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий