Алексей Лукьянюк:«От деда получил по первое число!»
В нынешнем сезоне Алексей Лукьянюк стал призером Чемпионата Европы по ралли. И для всех тех, кто знаком с раллистом Лукьянюком, этот высокий результат не стал сюрпризом. Куда более необычным можно считать то, как выстраивалась спортивная карьера Алексея
А начало той самой карьеры было абсолютно банальным, таким же, как у каждого второго мальчишки. Любовь к технике привил дед, который был заядлым автолюбителем, все свободное время проводившим в гараже. Алексей был его постоянным помощником и при этом с большим удовольствием штудировал техническую литературу. «Но первый мой опыт управления автомобилем был весьма неудачным, — смеется Алексей. — Снял с «ручника» стоявший на уклоне автомобиль… Обошлось без повреждений, но от деда получил по первое число!» А потом появилось увлечение, которому он и сегодня уделяет время, — компьютерные гонки. Дальше все раз вивалось весьма близко к «стандарту»: посмотрел советский фильм «Гонщики», зацепило, попробовал свои силы в ралли третьей категории. Подобные ралли — самый доступный вид автоспорта, требующий лишь желания и наличия абсолютно «гражданского» автомобиля. «Но я сразу понял, что это не мое, — рассказывает Алексей. — Вроде бы и «про автоспорт», но меня-то больше всего интересовал процесс динамичного управления автомобилем». Затем была покупка за 800 американских долларов «Жигулей» пятой модели, знакомство с единомышленниками, выступавшими в ралли-спринтах, самостоятельные тренировки. «У нас в семье считалось, что автоспорт — это не более чем увлечение, а потому финансовых возможностей для занятий с тренером не было, — вспоминает Алексей. Отсюда понятно, что возможности для занятия автогонками у Алексея Лукьянюка были весьма ограничены, но если таковые появлялись, он старался их не упускать. Так, увидев объявление в журнале «Автоспорт» о продаже спортивных машин командой AT-Racing, он сразу отправился к ее руководителю Александру Севастьянову с целым списком вопросов. И одним из них был вопрос, как попасть в команду. С готовностью работать в ней в любом качестве. Попал — и увидел, что такое настоящий автоспорт. «А мог бы скатиться на стрит-рейсинг», — улыбается Алексей.
Как пилот, опять же в силу появляющихся возможностей, Алексей Лукьянюк входил в автоспорт постепенно. В 2003–2004 годах выезжал на раллийные этапы в качестве «нулевого» экипажа, а в 2005 году, все на той же «пятерке», но уже с «легальным» каркасом безопасности, дебютировал на этапе Клубного ралли. И по-прежнему много времени уделял просмотру видео с разных ралли, продолжал совершенствоваться в компьютерных играх. Не забывая о теории, штудировал учебники Э. С. Цыганкова, а в итоге поступил в Институт физкультуры на кафедру Эрнеста Сергеевича. «На определенном этапе любая информация заслуживает внимания, — считает Лукьянюк. — Если ее правильно принять, то она может быть очень эффективной. Для меня подобная информация стала фундаментом». В 2006-м Алексей приобрел Opel Astra GSI — автомобиль быстрый, хорошо сбалансированный, но требующий правильного технического обслуживания, для которого был необходим серьезный бюджет. Понятно, что о какой-то профилактической замене деталей и узлов не могло быть и речи — что-то менялось уже после поломки. Вот так, практически не имея средств, с нуля, начинал спортивную карьеру Алексей Лукьянюк, воспринимая любую новую возможность как удачу. Все это выработало определенный взгляд на конкретную ситуацию: «В силу определенных причин я не пытался создать условия для того, чтобы выступать в гонках. Я старался использовать любую представившуюся возможность». Согласитесь, вариант далеко не для всех.
А. Арнаутов и А. Лукьянюк с очередным Colin McRae Flat Out Trophy
Число стартов на Opel Astra GSI далеко не соответствовало количеству финишей, но о скорости Алексея Лукьянюка уже говорили и любители ралли, и маститые гонщики. В 2009 году создается экипаж двух Алексеев — Лукьянюка и Арнаутова, который тут же отмечается победой в абсолютном зачете на этапе Кубка клубного ралли. С приходом Алексея Арнаутова финансовые возможности экипажа выросли, но еще пару лет выступления ограничивались двумя-тремя выездами в год. А в 2011 году экипаж Алексеев, выступающих на Opel Astra GSI, одерживает победу в Кубке России в зачете 2000Н. В том же году Алексей Лукьянюк пробует свои силы на дорогах Эстонии, но если потенциал экипажа сомнений не вызывает, то капризный характер Opel не позволяет добиться достойных результатов. Зато в конце сезона вновь появляется возможность, которую Лукьянюк успешно реализует. Петербуржец Вадим Кузнецов (сам весьма неплохой раллист) помогает экипажу с арендой Mitsubishi Lancer Evo VII, и Лукьянюк с Арнаутовым отправляются на эстонское ралли «Саарема». Где и финишируют на пятой позиции в «абсолюте» гонки. А уже на следующий год побеждают в абсолютном зачете этого ралли, став первыми из российских гонщиков, добившимися такого результата. Причем победу Алексей вырвал буквально на финише гонки, в сражении с сильным эстонским пилотом Карлом Круудой, выступавшем на технике категории S2000. В том же году в сотрудничестве с командой ASRT Алексей Лукьянюк активизирует свои выступления в Эстонии, стартует на латышском ралли «Курземе»… Меняется и «подвижной состав» — теперь это Mitsubishi Lancer девятой и десятой «эволюций». В 2013-м, опять же при поддержке Вадима Кузнецова и команды ASRT, Алексей проводит полный сезон в чемпионате Эстонии, выступая на автомобиле Mitsubishi Lancer Evo X, подготовленном по группе N4. А на этапе чемпионата Европы, ралли «Лиепая-Вентспилс», Алексей Лукьянюк на равных сражается с опытнейшим Франсуа Делекуром. И лишь сход по техническим причинам российского экипажа не позволил подвести корректный итог этому поединку. Но по результатам той гонки Алексей стал обладателем почетной награды ERC Colin McRae Flat Out Trophy, приза, вручаемого за высокие результаты и волю к победе. Ралли «Таллин» было отмечено соперничеством с Отто Тянаком, пилотом, уже познавшим вкус этапов чемпионата мира на автомобиле уровня WRC. Это сражение заканчивается победой эстонца, но с перевесом всего в 0,6 секунды… Ралли «Талси», где на счету Алексея четыре победы на спецучастках гонки, в которой принимают участие и гонщики на технике WRC… И «списание» автомобиля на ралли «Выру»… А затем последовал подиум на ралли Эстонии, где Алексей Лукьянюк занял третье место на арендованном Mitsubishi Lancer Evo IX, уступив лишь экипажам на автомобилях WRC и S2000. И в том же году состоялась «проба пера» на этапе чемпионата мира — легендарном Neste Oil Rally Finland, отмеченном победой в зачете Class 3.
2013 год. Ралли Эстонии
С самого начала выступлений Алексея Лукьянюка складывалось впечатление, что ему, независимо от автомобиля, на котором он выступал, не столь интересна «классовая борьба», сколько результат, показанный в абсолютном зачете гонки. Но сам Алексей считает по-другому: «Я всегда старался не просто ехать быстрее конкретных соперников. Я учился ехать быстро, получал удовольствие от того, как быстро и правильно мне удавалось проехать ту или иную связку поворотов. И главной целью для меня является развитие. Останавливаться нельзя». Вот так, без остановок, Алексей Лукьянюк продолжил выступать в 2014-м. И результатом выступлений в том сезоне стали два чемпионских титула в абсолютном зачете: чемпиона России и чемпиона Эстонии. Что же касается всего сезона, то Алексей его итоги подвел весьма скромно: «У нас появились технические и финансовые возможности, и мы приложили все усилия для их реализации. Поэтому победа в двух чемпионатах отчасти явилась результатом везения, но отчасти была и закономерна. Кроме того, у нас появилась возможность выступать на отдельных этапах чемпионата Европы. В прошлом году мы об этом и мечтать не могли».
«Нулевой» экипаж Алексей Лукьянюк — Вадим Лелюх на ралли в Карелии
Нынешний сезон Алексей Лукьянюк начал с интернациональным акцентом: на этапе чемпионата Европы, австрийской гонке Janner Rally, он стартовал по белорусской лицензии с белорусскими спонсорами, с украинским штурманом Евгением Червоненко и на автомобиле Fiesta R5, арендованном у чешской команды. Результат — третье место. Всего же в сезоне на счету Алексея шесть результативных стартов на этапах чемпионата Европы, две победы, одержанные на ралли Эстонии и Rallye International du Valais в Швейцарии, и третье место в табели о рангах европейского чемпионата. К двум уже имевшимся наградам ERC Colin McRae Flat Out Trophy добавилось еще три трофея. Согласитесь, это тоже дорогого стоит. Кстати, победу Лукьянюка на этапе в Эстонии многие болельщики восприняли как само собой разумеющееся, мол, уж кто-кто, а он по этим дорогам и с закрытыми глазами промчит. «После гонки я действительно слышал подобные высказывания, — говорит Алексей. — Но там, где мы стартуем в хорошо знакомых условиях, мы просто обязаны показать самый высокий уровень. И давление на ралли Эстонии было высочайшим, а борьба началась буквально с первых метров. Этот накал не выдержали даже такие опытные бойцы и знатоки местных дорог, как Карл Крууда и Мартин Кангур. Я считаю, что это была одна из моих лучших гонок». В этом году был и еще один важный момент. Вернее, событие, которое могло бы стать знаковым. При поддержке Михаила Лепехова (настоящего мецената, очень много делающего для российского ралли) Алексей Лукьянюк получил возможность стартовать на Neste Oil Rally Finland за рулем Ford Fiesta RS WRC.
К сожалению, этот эксперимент закончился, едва начавшись: в самом начале тестов автомобиль был разбит. «Во-первых, хотел бы перед всеми извиниться за этот инцидент, — с этих слов Алексей начал рассказ о случившемся. — Что-то конкретное сказать об автомобиле WRC не могу — почувствовать его не успел. На первом же проезде не рассчитал скорость при выходе на трамплин, пролетел дальше, чем предполагал, и попасть в следующий поворот уже не было возможности. Так что первое знакомство с техникой WRC прошло скомкано. И в буквальном, и в переносном смысле». Но, сколь бы печальным ни был опыт, Алексей Лукьянюк привык и из него извлекать уроки. Он сравнивает процесс приобретения опыта с маховиком, который нужно постоянно подпитывать энергией. А потому мой вопрос о ближайших планах был далеко не праздным. И вот тут-то опять проявился Лукьянюк-прагматик: «Наверное, конкретной цели с далекими перспективами у меня никогда и не было. Цель определяется возможностями и ресурсами. А так как большие возможности лично у меня отсутствовали, я с благодарностью принимал то, что появлялось. Так что цели всегда ставились исходя из появляющихся возможностей. Стал ли с течением времени более амбициозным? Наверное, амбициозность должна быть у любого уверенного в своих силах спортсмена. И в каждой гонке я стремлюсь оправдывать доверие, быть настолько быстрым, насколько от меня этого ждут!»
Тесты перед Neste Oil Rally Finland — 2015 на Ford Fiesta RS WRC. За секунду до аварии
Евгений Червоненко (слева) и Алексей Лукьянюк. Вторые на ралли Ирландии
Источник: