Дежавю:Neste Oil Rally Finland
Действительно, попадая на ралли Финляндии, я всякий раз нахожусь под впечатлением уже виденного ранее. И дело не в том, что на этом этапе чемпионата мира по ралли я бывал в разы чаще, чем на других. Все дело в атмосфере этой гонки. А на сей раз еще и в результатах
РАЛЛИЙНАЯ МЕККА
Спросите любого раллиста, какой из этапов чемпионата мира им нравится больше всего. Наверняка большинство ответят, что это Швеция и Новая Зеландия. А как же Финляндия? Как же легендарное ралли «1000 озер»? Без всякого сомнения, и оно тоже. Но отношение к нему особенное: это самая быстрая гонка чемпионата мира, располагающая потрясающими «трехмерными» дорогами, и только ленивый не говорил о том удовольствии, которое можно получить здесь от управления автомобилем. Но эти дороги требуют от водителей и стопроцентной концентрации, а малейшая ошибка может привести к самым серьезным последствиям. Потому и победа в ралли Финляндии ценится особенно высоко. История этой гонки началась в 1951 году, когда ралли «1000 озер» являлась этапом национального чемпионата, а в 1971-м Финляндия принимала этап чемпионата мира среди производителей. Следующим витком истории стал 1973 год, когда стартовал чемпионат мира по ралли среди водителей. И 17 лет бал здесь правили исключительно гонщики из Скандинавии. Да и рекордное число побед на счету финнов: по семь раз это ралли выигрывали Ханну Миккола и Маркус Гронхольм. И лишь в 1990 году ралли «1000 озер» покорилось «не скандинавам» — самым быстрым здесь стал экипаж испанцев Карлоса Сайнса и Луиса Мойи, выступавший на Toyota Celica GT4. В 1994 году гонка сменила романтическое название «1000 Lakes Rally» на прагматичное, в честь спонсора, Neste Oil Rally Finland, но дух ралли не изменился. Правда, доминирование финнов уже не было столь беспрекословным. В 2008 году за рулем Citroen C4 WRC здесь добивается победы Себастьян Леб, но в 2009 и 2010 годах соответственно финнам Микко Хирвонену и Яри-Матти Латвале из команды Ford удается отстоять честь мундира. Зато следующие два сезона в Финляндии побеждал исключительно Леб, а в 2013-м победителем Neste Oil Rally Finland стал соотечественник и тезка девятикратного чемпиона мира Себастьян Ожье из команды Volkswagen Motorsport. Не знаю, роптали ли финские болельщики со стажем на то, что, мол, не та уже молодежь выходит на старт ралли, ставшего без преувеличения национальным достоянием Финляндии, но все сомнения разрушил тот же Яри-Матти Латвала, одержавший здесь победу в прошлом году за рулем Volkswagen Polo R WRC. И победил Яри-Матти в потрясающей схватке со своим товарищем по команде Себастьяном Ожье, опередив на финише француза на 3,6 секунды!
Дани Сордо очков в Финляндии не заработал — он только 12-й
НАКАНУНЕ
В промежутке между прошедшим этапом в Польше и предстоящим Neste Oil Rally Finland для любителей ралли было много пищи для размышлений. Обсуждался технический регламент для автомобилей WRC на 2017 год. Герой ралли Финляндии — 2009 Микко Хирвонен, который в нынешнем сезоне остался не у дел, подписал контракт с командой X-Raid и начал подготовку к «Дакару». Национальный герой Польши Роберт Кубица показал на своем домашнем ралли лучший в сезоне результат, но это было лишь восьмое место. В связи с этим Роберт начал поговаривать о том, что он все-таки многое оценивает с позиции «кольцевого» гонщика, а посему не может продемонстрировать конкурентоспособный уровень в ралли. Конкретных планов на будущий сезон не имеет и рассматривает разные варианты. Вместе с этим серьезной критике со стороны руководства Citroen подвергся Крис Мик, «отметившийся» авариями на Сардинии и в Польше. И от ралли Финляндии во многом зависели перспективы британца на место в составе Citroen Total Abu Dhabi WRT в сезоне-2016. А вот Отт Тянак этап в Польше провел блестяще, завершив его на подиуме. И 28-летний эстонец был настроен в Финляндии на решительный бой. Правда, его наставник, опытный Марко Мяртин (на счету которого есть и победа в ралли Финляндии), был осторожен в прогнозах: «Ралли Финляндии — специальная гонка. Ford Fiesta R5, на котором ранее выступал здесь Тянак, быстрый автомобиль, но он не может подготовить тебя к той скорости, которую здесь развивает автомобиль WRC». И слова Мяртина оказались пророческими, правда, отнюдь не в отношении Тянака. Дело в том, что на ралли Финляндии предполагался дебют на Ford Fiesta RS WRC российского экипажа двух Алексеев — Лукьянюка и Арнаутова. Парни незадолго до этого стали победителями этапа чемпионата Европы, который проходил в Эстонии, и окрыленные этим успехом рассчитывали показать хороший результат и на этапе чемпионата мира. Увы, все закончилось еще на тестах. Вот что рассказал Алексей Лукьянюк: «Это было наше первое знакомство с машиной класса WRC, и я был слишком быстр на трамплине — не смог скорректировать скорость и траекторию захода на следующий трамплин. Скорость на этой машине ощущается совсем по-другому, чем на автомобилях классов N4 и R5». Кстати, на шейкдауне разбил свой Hyundai i20 WRC Тьерри Невилль! Правда, в этом случае механики Hyundai Motorsport смогли восстановить автомобиль к старту ралли.
Яри-Матти Латвала. Дома и стены помогают, но и ответственность велика
И ГРЯНУЛ БОЙ
1260 километров общей дистанции, 320 из которых составляют спецучастки. И, как и предполагалось, главным претендентом на победу здесь стал дуэт Volkswagen Motorsport: Яри-Матти Латвала и Себастьян Ожье. Правда, начало ралли было не столь однозначным: после четвертого спецучастка (легендарного Ouninpohja, вернувшегося в этом году в Neste Oil Rally Finland в классическом 34-километровом формате) тройку лидеров, которую возглавлял Себастьян Ожье, а замыкал Крис Мик (Citroen DS3 WRC), разделяли лишь 5,7 секунды. Дальше товарищ Криса по команде Мадс Остберг, новозеландец Хайден Пэддон (Hyundai i20 WRC) и Андреас Миккельсен, представляющий команду Volkswagen Motorsport II. А вскоре ралли Финляндии продемонстрировало все свое коварство: на двух следующих спецучастках вылетают с дороги автомобили Андреаса Миккельсена и Хайдена Пэддона. К счастью, в этих авариях экипажи не пострадали, но автомобили были повреждены настолько серьезно, что продолжение их участия в ралли было невозможно. «Наши записи в стенограмме оказались слишком оптимистичными, — рассказывал Андреас. — Это произошло в затяжном левом повороте, который в обычных условиях проходится «газ в пол». Но дорога была слишком скользкой после дождя, мы вылетели в кювет и несколько раз перевернулись. К счастью, конструкция Polo R WRC оказалась исключительно прочной». Не избежали неприятностей в этот день ни Отт Тянак, на Ford Fiesta RS WRC которого сломался амортизатор, ни его товарищ по M-Sport WRT Элфин Эванс, повредивший подвеску, ни Роберт Кубица, на автомобиле которого возникли технические проблемы. Но если Отт и Элфин ралли продолжали, то Роберт вынужден был сойти и вернуться в гонку лишь на следующий день по системе Rally2. А вот Крис Мик весьма серьезно воспринял критику в свой адрес и в этот день ралли даже записал на свой счет победу на спецучастке, промчавшись по 24-километровому Paijala со средней скоростью свыше 133 км/ч! Скорости, несмотря на дождь, действительно были запредельными. На втором прохождении спецучастка Ouninpohja Яри-Матти Латвала побил рекорд, установленный в 2004 году Петтером Солбергом, показав здесь среднюю скорость 132,2 км/ч. «Я никогда не проезжал этот спецучасток настолько быстро, — признавался Яри-Матти. — Местами даже появлялся страх, но теперь я счастлив». И это был не только 400-й спецучасток, где победил Яри-Матти за время участия в ралли чемпионата мира, но и переломный момент нынешнего ралли Финляндии — теперь лидером гонки стал Латвала. Правда, его преимущество над Ожье пока составляло лишь 2,1 секунды. Но ощущение дежавю присутствовало…
Себастьян Ожье: «Мы сделали все возможное, но, как и в прошлом году, нашим соперникам не было равных
Андреас Миккельсен: «Мы, конечно же, расстроены, но уже думаем о следующем ралли»
Отт Тянак. Хуже, чем в Польше, но все же в середине первой десятки
В Финляндии Эсапекка Лаппи одержал вторую подряд победу в WRC2
Для Мадса Остберга это уже третий подиум в нынешнем сезоне
РАЗВЯЗКА
Ралли Финляндии уже перевалило экватор, но еще ничего не было решено: Латвала опережал Ожье всего на 6 секунд, Мик отставал от лидера на 25 секунд, а Остберг — на 37,6. При этом Ожье отчаянно контратаковал и записал на свой счет победу на двух спецучастках, но чтобы обойти финна, этого было недостаточно. Так, на 13-м спецучастке протяженностью в 15 км Себастьян опередил Яри-Матти всего на 0,1 секунды! 15-й, 14-километровый спецучасток вновь выигрывает Ожье, но в его активе опять лишь 0,1 секунды! «Мы идеально проехали этот спецучасток. Я не мог ехать быстрее. Но Яри-Матти дьявольски атакует!» — делился на финише Ожье. «Я не допускал ошибок, но, возможно, кое-где был излишне осторожен», — вторил ему Латвала. Не менее острая борьба шла между «одноклубниками» — Миком и Остбергом. Накануне ралли Крис Мик заметил, что в Финляндии нельзя быть сконцентрированным на 99 % — здесь необходимы все 100. Возможно, того самого одного процента концентрации и не хватило Крису на 16-м спецучастке, когда его Citroen DS3 WRC вылетел с дороги. Так рассеялись надежды британца на подиум в этом ралли. А Мадс Остберг теперь находился в весьма комфортной зоне: до лидеров ему было, как до Луны, и оставалось лишь рассчитывать на их ошибки в пылу борьбы за победу, а ближайший соперник, Тьерри Невилль, отставал на 1 мин. 46 секунд. Но в гонке наметилась еще одна интрига: сражение за пятое место между Оттом Тянаком и вернувшимся в ралли и также выступающим на Ford Fiesta RS WRC Юхой Хянненом — после 17-го спецучастка Отт отставал лишь на 1,4 секунды, а уже на следующем спецучастке Тянак вышел вперед. И на том же самом 18-м спецучастке в свою очередную аварию попал Роберт Кубица. Помните, о чем говорил Роберт перед стартом ралли? Похоже, душой он не кривил.
О зрителях ралли Финляндии стоит сказать отдельно. Лично я ни в одной стране не видел семей, в полном составе расположившихся на обочинах асфальтовых перегонов между спецучастками и приветствующих буквально всех, кто хоть каким-то образом причастен к ралли. Журналисты, маршалы, спортивные комиссары — все получают свою толику уважения. Что уж говорить об их соотечественниках, побеждающих в гонке! На улицах городка Ювяскюля, что является центром ралли, буквально все участники, возвращавшиеся в сервисный парк после труднейшего испытания, встречались аплодисментами. Нужно ли говорить, что Яри-Матти Латвала и Миикка Анттила, в третий раз ставшие триумфаторами Neste Oil Rally Finland, были встречены настоящими овациями. «Мне сложно выразить свою радость, для меня было очень важно победить в этом ралли, — говорил Яри-Матти на финише гонки. — Как и ожидалось, гонка по-настоящему захватывала дух. И сейчас я просто хочу сполна насладиться этим моментом». Был ли Себастьян Ожье разочарован вторым местом? Думаю, да. Но вот что он сказал после ралли: «Это была невероятная дуэль. Мы организовали для болельщиков невероятное шоу. И несмотря ни на что, я доволен вторым местом, так как оно позволило нам увеличить отрыв в личном зачете. А покорение сверхскоростных участков в финских лесах — это абсолютное счастье для любого гонщика».
Mартин Прокоп финишировал на седьмой позиции
Крис Мик реабилитироваться так и не смог. А начинал хорошо
Тьерри Невилль — четвертый, но от Остберга он отстал больше чем на минуту
У себя на родине Юхо Хяннинен отметился неплохим шестым местом
ОНИ ВСЕ ЗНАЮТ!
С руководителем Volkswagen Motorsport Йостом Капито я беседовал в заключительный день ралли Финляндии. До победного дубля его экипажей оставалось лишь два спецучастка.
Понимаю, что сейчас вы всеми мыслями на трассе. Но немного о будущем… В 2017 году начнет действовать новый технический регламент. Мировому ралли потребовались перемены?
На самом деле, очень хорош и нынешний регламент. Но с 2011 по 2016 год мы проводим чемпионат с одними и теми же автомобилями. Как и любой серийный автомобиль, раллийные модели так же должны регулярно обновляться. Именно это и произойдет в 2017 году — автомобили станут более спортивными, с более агрессивной внешностью. Но изменения не будут радикальными — все, что есть хорошего в существующем регламенте, мы сохраним.
Насколько «не радикальными» вы считаете изменения конструкции?
Начну с того, что над новым регламентом работали все производители, а посему он устраивает абсолютно всех. Что нам кажется наиболее прогрессивным? В первую очередь, прибавка мощности. К тому же за последние шесть лет значительно повысилась безопасность раллийных автомобилей, и в этом направлении мы также продолжаем работать.
Сейчас в автоспорте много говорят о сокращении бюджетов. Насколько дороже будет новый автомобиль?
Незначительно, так как, в принципе, изменения в его конструкции будут небольшими. К примеру, появится активный центральный дифференциал, но это не столь серьезное усовершенствование. Остальные элементы трансмиссии останутся такими же, а что касается двигателя, то здесь изменится лишь диаметр рестриктора — вместо 33-миллиметрового будет «шайба» диаметром 36 мм.
Прибавка в мощности составит около 80 л. с. Не потребует ли это дополнительных работ по увеличению прочности деталей двигателя?
Нет. Двигатель подготовлен по регламенту Global Racing Engine, и данная концепция доказала свою надежность в различных дисциплинах автоспорта. Как я уже сказал, будут изменены лишь рестриктор и, разумеется, электроника.
Каков график работ по новому автомобилю?
В связи с тем, что изменений не так много, все работы будут выполнены достаточно быстро. И в октябре будущего года автомобиль будет представлен для омологации.
Каждый раз, когда я с вами встречаюсь, задаю вопрос: не изменились ли планы Volkswagen Motorsport в отношении группы R5?
И ответ опять отрицательный. В концерне принято решение: в ралли Volkswagen Motorsport занимается исключительно программой WRC, а все остальное — прерогатива Skoda.
Будут ли автомобили нынешней спецификации предлагаться клиентам по окончании 2016 года?
Нет. В WRC существует только заводская команда Volkswagen Motorsport.
В нынешнем ралли Финляндии повторяется прошлогодняя ситуация: вновь борьбу за победу ведут Латвала и Ожье, и отрыв одного экипажа от другого весьма незначительный. Что вы сказали своим пилотам перед началом сегодняшнего, заключительного дня ралли?
Просто пожелал обоим удачи. Они сами прекрасно знают, что им нужно делать. Между Яри-Матти и Себастьяном существует здоровая конкуренция, основанная исключительно на спортивных принципах.
Стал ли разочарованием для вас сход экипажа Андреаса Миккельсена?
Конечно, мне хотелось бы видеть на финише все три экипажа, но такое случается — это ралли! А Андреас уже не раз доказывал, что обладает огромным потенциалом.
Источник: