Ферстаппенен-2016 vsСенна-1993
Восходящая звезда Red Bull Макс Ферстаппен сотворил настоящую сенсацию на Гран-при Бразилии. Откатившись из-за тактических просчетов команды в конец пелотона, юный голландец провел феноменальную концовку гонки: умудрившись совершить 11 обгонов на 15 последних кругах, он в итоге пробился на подиум. Столь блистательных прорывов под дождем Формула-1 не видела со времен гибели Человека дождя – Айртона Сенны. Неудивительно, что бразильские подвиги Макса тут же навеяли в паддоке воспоминания о великом Волшебнике и его блистательной гонке в Донингтоне в 1993 году, запомнившейся болельщикам самым ярким прорывом в истории гонок Гран-при
Герхард Бергер (экс-пилот Ф-1, партнер Сенны по McLaren в 1990–1992 гг.): «Я говорю это впервые, но когда вижу на трассе Макса, невольно вспоминаю Сенну! Айртон был моим близким другом, и я считаю его величайшим пилотом как по уровню подготовки, так и по мастерству пилотирования, и как личность. Он отличался от всех, и я его очень уважал. Именно поэтому я до сих пор избегал подобных сравнений Макса и Айртона, но после Бразилии даже мне они кажутся вполне уместными».
Йос Ферстаппен (экс-пилот Ф-1, отец Макса): «После финального пит-стопа я думал, что гонка проиграна. Но Макс начал отыгрывать одну позицию за другой, и должен признать, я никогда не видел ничего подобного. Кто-то даже говорит, что он пилотировал так же, как Айртон Сенна в Донингтоне в 1993 году. Это невероятно!»
Два раздавленных “ежика”
Гран-при Европы 1993 г., Донингтон-парк, Англия
Та гонка в промозглом весеннем Донингтоне 1993-го, возможно, была лучшей в карьере Айртона Сенны. Но если в этом еще могут быть сомнения, уж слишком много чудес сотворил бразильский Волшебник на трассах Ф-1, то уж первый круг Гран-при Европы – 93 в исполнении Человека дождя был настолько неподражаем, что его уж точно по праву можно считать лучшим кругом за всю историю гонок Гран-при!
Так уж случилось, что европейский Гран-при сезона 1993 года, который первый и единственный раз в истории Ф-1 прошел на старой гоночной трассе в Донингтоне-парке, играл особорую роль в противоборстве двух ведущих на тот момент команд Большого цирка – McLaren и Williams, за рулем которых последний год блистали Айртон Сенна и Ален Прост. Дело в том, что титульным спонсором гонки в Донингтоне была компания Sega, уже подписавшая было зимой спонсорский контракт с McLaren, но буквально перед самым стартом чемпионата неожиданно переметнувшаяся в стан более быстрых Williams. Шеф McLaren Рон Деннис затаил нешуточную обиду на «геймеров». Настолько, что после победы Сенны на предыдущем этапе в Бразилии даже разместил на кромке кокпита недвусмысленную картинку с раздавленным колесами McLaren ежиком. Так что победа в Донингтоне неожиданно стала делом чести для обеих команд, не говоря уже о самом новоиспеченном спонсоре Williams и этой гонки.
Впрочем, как бы ни храбрился Железный Рон, все в паддоке прекрасно понимали, что яркая победа Сенны в Сан-Паулу стала возможной лишь благодаря тропическому ливню и таланту бразильца. При прочих же равных условиях техническое превосходство блистательных Williams FW15C Эдриана Ньюи с ежиком Соником на борту было столь неоспоримым, что они везли McLaren по 1,5–2 секунды на круге. Что и доказала квалификация в Донингтоне: Прост с Хиллом легко оккупировали первый ряд стартового поля, в то время как Сенна с Андретти с трудом зацепились за 4 и 6 места. Трехкратный чемпион мира попустил вперед Benetton Шумахера, а между двумя McLaren вклинился еще и Карл Вендлингер на Sauber. Хуже того: Сенна замешкался на старте, тронувшись с места едва ли не позже всех на стартовой решетке. Sauber Вендлингера черной стрелой пролетел мимо. В первый поворот Айртон вошел лишь пятым. Впрочем, в тот день, похоже, это было совсем неважно… Думается, если бы даже тогда в Донингтоне Сенна вовсе заглох на старте и вошел в первый поворот последним, это не повлияло бы на финальную классификацию.
Несколько сотен метров потребовалось Айртону, чтобы разобраться в первом повороте с Benetton будущего семикратного чемпиона мира. В следующем скоростном вираже под дождем по внешней траектории он как стоячего проехал Вендлингера. Впереди оставались лишь два грозных Williams, которые привезли ему в квалификации на этой короткой 4-километровой трассе катастрофические полторы секунды. Но то было посуху… Под дождем же Хилл не продержался под напором McLaren бразильца и трех поворотов. Еще столько же потребовалось Сенне, чтобы в предпоследней шпильке трассы расправиться со своим заклятым врагом Простом. Менее чем за круг все в этой гонке было кончено! На следующем – втором круге Гран-при Европы Волшебник привез паре Williams сразу четыре (!) секунды…
Даже столь совершенное оружие, как Williams FW15C, оказалось бессильно перед летевшим словно на крыльях бразильцем. На финише он не просто раздавил, а просто-таки впечатал в асфальт «ежиков» Williams: Хилла Айртон опередил без малого на полторы минуты, Проста – на целый круг. Ошибки McLaren и те Сенна в тот день умудрялся использовать себе во благо: так, на 57-м круге он заехал на смену шин, но команда была не готова его принять, и Айртон, мгновенно сориентировавшись, не сбрасывая темпа (ограничения скорости на пит-лейн тогда еще не было) вернулся на трассу… первый и единственный раз в истории Ф-1 установив быстрейший круг Гран-при с проездом через пит-лейн.
Такой была та блистательная гонка бразильского Волшебника в Донингтоне-1993, с которой сегодня многие сравивают дождевые подвиги Макса Ферстаппена в Сан-Паулу-2016!
Источник: