авто спорт

Гран-при «Формулы-1» в Сочи:как это было

Первый в истории России этап «Формулы-1» прошел на высшем уровне: это признали и наши и зарубежные специалисты. Вспоминаем, как проходила эта гонка, и какие трудности пришлось преодолеть организаторам, чтобы она состоялась

ЕСЛИ ДОЛГО МУЧИТЬСЯ…

А «мучились» действительно долго. Так долго, что Гран-при России в гонках «Формулы-1» просто был обязан когда-нибудь состояться. Интересно, что проекты приглашения «королевских» гонок в нашу страну наиболее активно появлялись в те времена, когда фрагменты самих гонок «Формулы-1» показывали не иначе как в рубрике «Их нравы». Это была своеобразная визитная карточка «мира чистогана»,  в котором храбрые парни таскали каштаны из огня для пресыщенных жизнью богатеев, готовых за это платить. И пусть все это шло в разрез с идеями социализма, но уж очень нам хотелось прикоснуться, а возможно, и приобщиться, к этому миру. Помню, как в 1970–1980-е годы мы черпали информацию о гонках «Формулы-1» из автомобильных журналов социалистических стран, таких как немецкий Illustrated Motorsport или чехословацкий Svet Motoru, и весьма серьезно относились ко всем предлагаемым проектам автодромов, паролем для создания которых было слово «Формула-1». А в середине 1970-х мои друзья, студенты Ленинградского инженерно-строительного института, в своих дипломных проектах разрабатывали комплекс сооружений в пригородном местечке Юкки, включавший и трассу для гонок «Формулы-1». Интересно, что вопросы землеотводов для будущих трасс чемпионата мира в то время решались очень быстро, а иногда дело доходило и до топографической съемки местности, и даже, как, например, в случае с Ярославлем, до начала земляных работ. Но каждый раз «совершенно неожиданно» инициаторы проектов сталкивались с одной и той же проблемой — отсутствием финансирования. Созданные инвестиционные фонды с удивлением обнаруживали, что в реальности кредит значительно превосходит дебет, а таинственные зарубежные инвесторы исчезали, так и не представ перед фото- и телекамерами восхищенной прессы… А гонок, особенно после падения «железного занавеса», очень хотелось. Москва, Санкт-Петербург, тот же Ярославль, и даже Тула — проекты продолжали появляться и бесславно умирать. При этом город Сочи в реестре кандидатов не появлялся никогда. Катализатором  стали Олимпийские игры — 2014, на волне которых и утвердилась идея проведения гонок «Формулы-1» в этом южном городе. Судите сами: есть территория Олимпийского парка, куда «придворный» архитектор Берни Экклстоуна Герман Тильке был готов вписать гоночную трассу, есть развитая, опять же благодаря Олимпиаде, инфраструктура, а уж о великолепной телевизионной картинке с высоты птичьего полета и говорить нечего. Вскоре появилось и «высочайшее соизволение»… В общем, процесс пошел и завершился отнюдь не продолжением вынесенной в заголовок фразы — «что-нибудь получится», а событием, прошедшим на самом высоком уровне.

Автомобиль Жюля Бьянки был готов к Гран-при России…

Даниил Квят и Сергей Сироткин — российские пилоты на российском автодроме

Дженсон Баттон в Сочи финишировал четвертым. Неплохой результат

НАМ НЕ СТРАШЕН…

Позитив. Вот, наверное, самое главное из того, что запомнилось в дни проведения Гран-при России. Позитивный настрой был и у пилотов, и у тех, кто непосредственно работал на Гран-при, и, конечно, у зрителей, которых только в воскресенье, в день гонки, на трибунах собралось 55 тысяч. А ведь были предположения, что из-за пресловутых санкций Евросоюза Гран-при мог бы не состояться. Кстати, в Сочи вопросы о тех самых санкциях звучали нередко. И ответы на эти вопросы были примерно одинаковы. К примеру, директор Pirelli Motorsport Пол Хембери на подобный вопрос лишь пожал плечами: «Санкции? Нет, их мы абсолютно не опасались. А лично я был абсолютно уверен в том, что в России мы встретим теплый прием, так как Сочи благодаря Олимпийским играм стал городом с прекрасной международной репутацией». И улыбаясь, добавил: «И гостиницы здесь отличные, и водка замечательная». Не знаю, было ли действительно у Пола время для основательной дегустации водки, так как Гран-при России стал для него сложным этапом — и трасса новая, и шинная стратегия команд здесь предполагалась особая. А вот бывший пилот «Формулы-1» Жан Алези имел для общения гораздо больше времени. Но вопроса о санкциях не избежал и он. Зато в ответе был более категоричен: «Какие санкции? Кому они нужны? Мы хотим заниматься спортом, а не политическими интригами! Мне в этом случае больше импонирует позиция вашего президента Владимира Путина, который сказал, что гонки “Формулы-1” в России состоятся несмотря ни на что. Сказал, и вот мы здесь». Сам Жан дебютировал в «Больших призах» в 1989 году на Гран-при Франции, и, по его же сло- вам, эта гонка и  запомнилась ему больше всего: «Я же попал в “Формулу-1”!» Алези провел в «Формуле-1» более 200 гонок, и в 2001 году завершил выступления. Сложно ли было расставаться со столь привычным для него миром? «Совсем нет, — говорит Жан. — К тому времени у меня была семья, и появилась возможность уделять ей больше времени. К тому же я занялся виноделием». Ну как тут было не поинтересоваться, где можно приобрести вино «от Жана Алези»? «Просто приезжай ко мне в гости», — пригласил Жан. Был у меня еще один вопрос к пилоту «тех времен»: насколько нынешние технократичные гонки утратили дух романтики? «Это как с девушками, — соглашается Жан. — В наше время мы с ними встречались, гуляли в парках, ходили в кино. А сейчас молодые люди знакомятся и общаются исключительно через интернет. Такое время».

Williams продолжает удивлять — у Валттери Боттаса очередной подиум

Этот протектор удаляет с пятна контакта до 65 литров воды в секунду

НА ТРАССЕ

В дни Гран-при практически каждая беседа начиналась с аварии пилота Marussia F1 Жюля Бьянки на Гран-при Японии. С момента трагедии прошло меньше недели, а после «черного уикенда» 1994 года мир «Больших призов» постепенно привык к тому, что безопасность в «Формуле-1» поднята на самый высокий уровень. Как в плане техническом, так и в организационных деталях. Но на Сузуке с самого начала многое пошло не так… Помнится, еще Йохен Риндт, чемпион мира 1970 года, удостоенный этого звания посмертно, говорил, что абсолютно безопасным автоспорт не станет никогда. Это притом, что сам Йохен был активным борцом за безопасность этого спорта. Что же касается Гран-при России, то до последнего момента не было понятно, выставит ли Marussia F1 на Гран-при России второй автомобиль, место за рулем которого предстояло занять Александеру Росси. Но в пятницу руководство команды приняло решение вывести на старт лишь одну машину. А соседний с болидом Макса Чилтона бокс занимал автомобиль под номером 17 — машина Жюля Бьянки. «Мы решили, что так будет правильно. В данном случае мы хотели показать, что машина Жюля готова к гонке и ждет его», — прокомментировал ситуацию спортивный директор Marussia F1 Грэм Лоудон. Акцию в поддержку Жюля провела команда Ferrari, слушателем гоночной академии которой был Бьянки, а стикеры в поддержку пилота Marussia появились и на шлемах пилотов, и на автомобилях… Трагедия на время сплотила достаточно жесткий мир «Формулы-1».

Трасса в Сочи абсолютно новая, и спрогнозировать с высокой долей вероятности стратегию на ней было весьма сложно. Какой будет истинная скорость машин (а соответственно, и расход топлива) в воскресенье? Достаточно ли будет одного пит-стопа, и какую избрать тактику использования составов шин Soft и Medium, привезенных компанией Pirelli на Гран-при России? Насколько вероятно появление на трассе автомобиля безопасности? Во всяком случае, в гонках «младших» «формул» safety car «имел место». Кстати, готовность служб автодрома Сочи уже проверили «в боевых условиях» пилоты серии GP3, устроившие на старте воскресной гонки массовую аварию в первом повороте. И нужно отметить, что службы справились. В общем, ответы на все эти вопросы могла дать только гонка. Была ли интрига на этой трассе, которая еще до старта была признана «не обгонной»? Безусловно! Во-первых, это дуэль двух пилотов Mercedes — по результатам квалификации Льюис Хэмилтон и Нико Росберг оккупировали первую линию стартового поля. За ними квалифицировалась не менее взрывоопасная пара: уже изведавший вкус шампанского на подиуме Валттери Боттас (Williams) и явно соскучившийся по подиумам Дженсон Баттон (McLaren). И просто великолепен в квалификации был наш Даниил Квят, показавший в субботу пятый результат!

Квят, Феттель, Риккардо… Прошлое и будущее Red Rull Racing

Для зрителей — небольшой технический «ликбез»

Солнечный день, красочная презентация первого Гран-при России, переполненные трибуны, всеобщее ощущение праздника. И все внимание главным героям действа — пилотам, чьи автомобили выстроились на стартовой прямой. Вот оно, свершилось… А вопрос о победителе решился буквально в первом повороте: атака Росберга на позиции своего партнера по команде, позднее торможение, испорченная шина и визит в боксы. А затем был героический прорыв Нико и его финиш на втором месте. И лишний аргумент для тех, кто утверждал, что трасса в Сочи обгонами баловать не будет: порядок в тройке призеров полностью соответствовал результатам квалификации: Хэмилтон, Росберг, Боттас. Да и четвертое место Баттона можно считать неплохим результатом для пилота McLaren в нынешнем сезоне. А вот для Даниила Квята родные стены были дружелюбны лишь в квалификации — в гонке из-за целого ряда проблем наш пилот финишировал вне очковой зоны. Так бывает — это спорт. И все равно был праздник. И было первое шампанское на подиуме первого Гран-при России. И именно здесь команда Mercedes оформила свой первый чемпионский титул в Кубке конструкторов (еще один повод для того, чтобы сочинскому автодрому войти в историю). И Льюис Хэмилтон получил кубок победителя из рук президента Владимира Путина. И какая тут, к черту, политика…

Хэмилтон победил в Гран-при России, а Mercedes здесь завоевал Кубок конструкторов

МАРКО МАТТИАЧЧИ / РУКОВОДИТЕЛЬ SCUDERIA FERRARI

Мы рады находиться в России, тем более что между русскими и итальянцами очень много общего. И меня очень тронуло то, что на трибунах много фанатов Ferrari. Если говорить об экономике, то российский рынок весьма важен для Ferrari, но, в первую очередь, мои поздравления стране, которой удалось построить потрясающее спортивное сооружение. До этого Сочи Автодром был нам знаком лишь по компьютерной симуляции, но на деле трасса оказалась сложнее.

МАРИО ИЗОЛА / РУКОВОДИТЕЛЬ ГОНОЧНЫХ ПРОГРАММ PIRELLI

По уровню технологий «Фор мула-1» превосходит все остальные виды автоспрота, и здесь нужно быть внимательным к каждой детали. Это относится и к шинам. Сочинский автодром немного похож на трассы в Валенсии, Турции и в Абу-Даби, но он абсолютно новый и потому и квалификация, и гонка здесь будут интересными. От новых трасс не знаешь, чего ожидать, но уровень организации здесь на самом высоком уровне.

ГРАН-ПРИ РОССИИ ФОРМУЛА-1

ПОЛ ХЕМБЕРИ / РУКОВОДИТЕЛЬ PIRELLI MOTORSPORT

Автодром Сочи — абсолютно новая трасса. Пришлось ли Pirelli специально готовиться к этой гонке?

Во-первых, хочу сказать, что здесь мне абсолютно все нравится! Отличная погода, великолепная трасса, все сооружения выше всяческих похвал. А что касается вопроса, то действительно, не всегда знаешь, чего можно ожидать от новой трассы. Но мы имеем большой опыт виртуальной симуляции. Для этого мы отправляем на трассу группу специалистов, которые проводят все необходимые замеры, а затем, уже в лабораторных условиях, мы, досконально зная конфигурацию трассы и характер покрытия, «запускаем» по ней виртуальный автомобиль. Получив данные по таким параметрам, как физические нагрузки, адгезия и т. п., определяем фактор износа шин. В Сочи мы имеем очень гладкую поверхность трека, на которой еще происходит выделение химических составляющих. Мы считаем, что быстрое время автомобили начнут показывать на 6–7 круге. Технически это достаточно сложная трасса, и для того чтобы показать хороший результат, нужно очень точно вести автомобиль. Если говорить об аналогах, то автодром Сочи напоминает трассу в Абу-Даби, а, скажем, 3-й поворот похож на тот, что есть на трассе в Турции.

Насколько для эффективной работы шины важен сам продукт, а насколько настройки автомобиля, которые выбирают команды?

Здесь важен баланс, и для этого команды выполняют очень большой объем работ на симуляторах. Мы создаем виртуальную модель шины и передаем ее командам, а они на симуляторе смотрят, как эта шина себя ведет на их автомобиле. Все это напоминает игру на Play Station, только подобный «Play Station» стоит около 15 миллионов евро. Благодаря этой работе команды решают, как достичь наилучшей синергии между автомобилем и характеристиками шины.

В прошлом году со стороны команд к шинам Pirelli было много претензий, а в этом сезоне подобного почти не происходит. Может даже сложиться впечатление, что что-то делалось компанией специально для того, чтобы оставаться на слуху…

Нам, конечно, нравится, когда мы оказываемся в центре обсуждения, ведь «Формула-1» — это, в том числе, и шоу. Но обычно нам удается соблюсти удачный баланс, и о нас больше говорят по положительным поводам. Команды соревнуются между собой, и то, что они говорят, часто зависит исключительно от конъюнктуры. Нередко команды используют средства массовой информации и для того, чтобы «продавить» нужные им изменения в правилах. Поэтому мы к подобным заявлениям не прислушиваемся. Но всегда напоминаем командам о том, что единственный компонент, который одинаков и у победителя, и у проигравшего, — это шины. Есть 1000 переменных, отличающих один автомобиль от другого, но тот, который одинаков для всех, их не должен волновать.

Компания Pirelli далеко не новичок в «Формуле-1». Тем не менее, насколько быстро было принято решение о том, что Pirelli станет монопольным поставщиком шин для «королевских гонок»?

Решение принималось очень быстро. Как это ни странно, но меня собирались назначить управляющим директором Pirelli в России. Но в марте 2010 года мне позвонил Берни Экклстоун, пригласил  стретиться в Лондоне и там поинтересовался, не интересно ли будет Pirelli стать поставщиком шин для «Формулы-1». Я ответил, что, возможно, года через два-три, но Берни меня просто огорошил, сказав, что речь идет уже о следующем сезоне. Таким образом, в марте было принято решение, а уже в ноябре того же года мы вместе с командами на трассе в Абу-Даби провели первые тесты. Пришлось срочно принять на работу 200 человек персонала, разработать продукт, построить завод… Конечно, можно было бы отказаться от предложения Берни, но мы во всем, что касается спорта, абсолютно сумасшедшие. Мы сказали «да», и это было самым лучшим решением для Pirelli. Но никогда не говори «никогда», возможно, мне еще предстоит работать в вашей стране.

Pirelli останется поставщиком шин для «Формулы-1» как минимум до 2016 года. Но идет ли отсутствие конкуренции на пользу бренду?

В первую очередь самим командам невыгодно иметь конкурирующих поставщиков шин — это невероятно увеличит их расходы. Кроме того, в условиях конкуренции при проигрыше команды во всем обвиняют шинников. Если же одержана победа, то всегда хвалят пилота и машину. Поэтому в таких условиях тяжело продемонстрировать, что ваши шины превосходят продукцию конкурентов.

В начале сезона все команды больше внимания уделяли новым двигателям и шасси. Когда в командах началась реальная работа с шинами?

Действительно, этот сезон несколько отличается от предыдущих. Обычно еще в ноябре мы предоставляем командам виртуальные модели шин, чтобы они могли «откатать» их на симуляторах до начала следующего сезона. В этом году была такая же схема, но в первую очередь команды тестировали двигатели и шасси. Мне кажется, что по-настоящему понимать, как ведут себя шины, команды начали на гонке в Китае. Каждый гоночный уикенд мы дискутируем с командами на тему того, как с помощью наших шин обеспечить им максимальный результат. Но у нас есть и еще одно задание: наша продукция должна обеспечивать в гонке 2–3 пит-стопа. Для этого нам тоже нужно предусмотреть различные варианты: либо шина должна физически изнашиваться, либо должно происходить ее температурное разрушение, при котором меняются химические параметры и шина теряет свои свойства. А так как мы сами не можем проводить испытания шин, а испытать нужно различные варианты, то результаты тех изменений, которые мы предлагаем, мы можем увидеть только в результате реальных гонок. Но в любом случае мы учитываем опыт прошедшего сезона. К примеру, в следующем сезоне мы применим более «агрессивные» составы, в частности, изменим компаунд модели Soft.

Источник: 5koleso.ru

Добавить комментарий