Гран-при Макао.Гоночная рулетка
«Ничего себе! — коллега даже присвистнула от восторга. — Оказывается, Гран-при Макао на протяжении 40 лет был этапом чемпионата мира “Формулы-1”!» — «Откуда ты взяла этот бред?» — «Так написано в российском путеводителе по Макао…»
В этот момент, если честно, мне очень захотелось перифразировать профессора Преображенского: «Не читайте перед обедом отечественные путеводители!» — «Так ведь других нет» — «Вот никакие и не читайте». Ошибку авторов, конечно, легко понять. Они, в конце концов, «географы», а не лингвисты, чтобы опускаться до таких мелочей, как разница в паре букв в названии Гран-при или метрополии. Монако или Макао — какая разница? Cлова ведь так похожи, да и города во многом тоже. Впрочем, как бы удивительно это ни звучало, по сути так оно и есть. Так что, пусть и с некоторой натяжкой, но ошибку в чудо-путеводителе по Макао можно признать оговоркой.
Города действительно похожи, если не архитектурно, то духовно. Тот и другой, хотя и с разницей в столетие, поднялись на доходах от игорного бизнеса. Но Монако этот путь уже прошло — это в начале ХХ века доходы от казино Монте-Карло составляли 95% бюджета княжества, сегодня же доля поступлений от казино упала до 5%. Макао же вот уже несколько десятилетий остается главным анклавом игорного бизнеса в регионе. Причем в силу безудержного азарта местной публики обороты этого «азиатского Лас-Вегаса» в четыре раза выше, чем у Лас-Вегаса реального. Но есть и кое-что еще, что роднит Макао и Монако. Тот самый Большой приз, который, как утверждается в путеводителе, 40 лет принимает этапы Ф-1. Применительно к Монако это верно, применительно к Макао — нет, хотя Гран-при действительно похожи.
Да и могло ли быть иначе? Ведь именно Большой приз Монако в середине 50‑х годов прошлого века послужил прообразом для азиатской «гонки вокруг казино». Причем, положа руку на сердце, следует признать, что хотя «Формула-1» присутствовала в Макао только пару раз, да и то лишь в качестве шоу-каров во время показательных заездов, трассы эти похожи. Вернее сказать, были похожи как сестры-близняшки до того как в Монте-Карло на рубеже тысячелетий начались пластические операции глобальной реконструкции. Теперь у самого престижного Гран-при планеты появились другие двойники: Сингапур, Валенсия… Макао же, несмотря на выросшие, как грибы после дождя, громады стеклянных небоскребов, отнюдь не утратило на рубеже тысячелетий своего колониального очарования. Оно словно застыло где-то там на рубеже 1980‑1990‑х годов, когда на его улицах побеждали Айртон Сенна и Михаэль Шумахер.
Собственно, с победы Сенны в 1983‑м и начался расцвет гоночного Макао. В начале 1980‑х Гран-при Макао «Формулы-3» превратился в неофициальный чемпионат мира для молодых пилотов — сродни итоговым теннисным турнирам WTA и ITP. На старт допускались лишь призеры национальных и континентальных первенств Ф-3. Победа в Макао почти гарантировала приглашение в «Формулу-1». Да и сегодня престиж этого Гран-при сложно переоценить. Неслучайно в прошлом сезоне прямо на подиуме разрыдался Марко Виттман, упустивший на рестарте, казалось бы, верную победу в Гран-при. Для него это была, наверное, самая важная гонка в жизни…
Впрочем, в современном Макао бал правит уже не только «Формула-3». Хоть «формулисты» по привычке и занимают стационарные боксы на пит-лейне, с 2005 года Ф-3 приходится делить Макао с этапом кузовного чемпионата мира WTCC. Туринг-кары облюбовали эти узкие улочки еще в начале 1970‑х, но лишь с приходом сюда чемпионата мира кузовная гонка в Макао встала в один ряд с Гран-при Ф-3. Год за годом этап в Макао венчает собой сезон WTCC, коронуя нового чемпиона. В 2011 году, правда, в силу подавляющего преимущества единственной оставшейся в WTCC заводской команды Chevrolet, интрига борьбы за титул свелась к внутрикомандной дуэли «бело-голубых» между двукратным на тот момент чемпионом мира Иваном Мюллером и 31‑летним «принцем Макао» британцем Робертом Хаффом. Да и то лишь номинальной: небольшого преимущества в очках Мюллеру вполне хватило, чтобы, даже уступив Хаффу в обеих гонках, в третий раз водрузить на шею лавровый венок чемпиона мира. Зато 58‑й Гран-при Макао, можно сказать, ознаменовался в WTCC двойной коронацией. Иван повторил рекорд дезертировавшего в DTM Энди Приоля и получил шанс в 2012 году стать первым в истории кузовного мундиаля четырехкратным чемпионом мира. Роберт же, хоть и упустил титул, выиграв обе гонки турингового чемпионата, установил абсолютный рекорд Макао по победам на острове — 5!
Если и дальше проводить параллели с Монако, то лишь два человека в мире имеют на этих феноменальных трассах лучшую статистику, чем Хафф: Сенна (6 побед в Монако, 1 — в Макао и Михаэль Шумахер — 5/1). Скажете, параллели надуманны? Отнюдь нет: в коварстве азиатская «гоночная рулетка» ни на йоту не уступает европейской, а может быть, даже превосходит ее. Скорости здесь порой выше, чем в Монако, а повороты — еще уже. Конечно, по уровню организации и количеству зрителей на крошечных трибунах Гран-при Макао сегодня уже не в состоянии конкурировать с ультрасовременными «тилькедромами» «Формулы-1». Но этого и не требуется. Эта гонка в старом колониальном стиле притягательна совсем другим…
Для всех, кто приезжает на этот Гран-при, паром из Гонконга превращается в машину времени, способную отмотать время на несколько десятилетий назад. И для мальчишек, гоняющих сегодня в Макао в Ф-3, эта городская гонка в старом колониальном стиле полна теней королей автоспорта. Выезжая на узкие улочки, каждый из них мечтает о славе бриллиантов «Формулы-1» Шумахера и Сенны, или хотя бы звезд Chevrolet — Мюллера и Хаффа…
- Войдите, чтобы оставлять комментарии
Источник: