Итальянское каприччио:гонки WRC на Сардинии
Пожалуй, именно такой музыкальный образ соответствовал нынешнему ралли Италии, этапу Чемпионата мира, ралли, которое с 2004 года проводится на острове Сардиния. Почему каприччио? Во-первых, это классическое ралли на дорогах с гравийным покрытием в нынешнем году прошло в несколько измененном формате. И новая трактовка наверняка внесла свой вклад в результаты гонки. А во-вторых…
В Италии проколы шин просто преследовали Мадса Остберга
Почти 395 км спецучастков при 1500 км общей дистанции! А в третий, предпоследний день ралли, первый автомобиль из сервисного парка, что расположился в городке Альгеро, отправился в 6 утра, а возвращение на заключительный сервис было запланировано на 10 вечера. К прокладке столь изматывающего маршрута приложил руку Тициано Сивейро, штурман знаменитого Массимо Биазьона, с которым он в 1988 и 1989 годах побеждал в чемпионате мира. Уж не ралли ли «Сафари», что проходило в Кении, и в котором Биазьон и Сивейро побеждали в 1988 году, навеяло Тициано чувство ностальгии по марафонским этапам? И хотя идея понравилась далеко не всем (одним из критиков столь изматывающей гонки был шеф Volkswagen Motorsport Йост Капито), но битве на дорогах Сицилии предстояло пройти именно в таком формате. Кто фавориты? Разумеется, в числе первых называлось трио Volkswagen, и первенство в этом списке отводилось экипажу, в составе которого были представлены двукратные чемпионы мира (и трехкратные победители ралли Италии) Себастьян Ожье и Жюльен Инграссия. Но вот ведь какая штука… Хоть и называется ралли «классическим», но здесь хватает и сюрпризов, и импровизаций. В общем, каприччио ралли Италии, узкие и коварные дороги которого не дают права на ошибку.
Элфин Эванс: третий в Аргентине, четвертый в Мексике и Италии
Началось ралли с атаки экипажа Hyundai Motorsport, возглавляемого Хайденом Пэддоном — новозеландец был самым быстрым на трех подряд спецучастках. И с самого начала ралли Италии продемонстрировало свой непростой характер. Позади лишь 63 «боевых» километра, а из генерального зачета выбывают три экипажа: в аварии попадают Крис Мик и Роберт Кубица, выступающие соответственно на Citroen DS3 WRC и Ford Fiesta RS WRC. «На спуске перед правым поворотом я пропустил точку торможения. Мы зацепили стену и сломали переднюю подвеску», — рассказывал Кубица. На очередном спецучастке повредил заднюю подвеску своего Volkswagen Polo R WRC и пилот команды Volkswagen Motorsport II Андреас Миккельсен, после чего норвежец также оформил сход. И это не считая тех, кто, несмотря на проблемы, все-таки смог добраться до сервисного парка. Перед дневным сервисом таблицу ралли по-прежнему возглавлял Хайден Пэддон, но за ним, с отставанием в 23 и в 25 секунд расположилась пара из Volkswagen Motorsport — Себастьян Ожье и Яри-Матти Латвала. Нужно отметить, что на стартовых спецучастках Себастьяну предстояло расчищать трассу, а дороги спецучастков Сардинии ох какие скользкие. В дальнейшем новый стартовый порядок должен был облегчить Себастьяну жизнь, и прессинг со стороны двукратного чемпиона мира, умеющего контролировать ситуацию, явно должен был потрепать нервы новозеландцу. Правда, сам Хайден смотрел на развитие событий весьма оптимистично: «Я не ощущаю давление, я просто делаю свою работу». В то же время и Ожье был не намерен форсировать события. На очередном спецучастке (победу на котором одержал эстонец Отт Тянак, выступающий на Ford Fiesta RS WRS) он показал третий результат, уступив Пэддону 0,4 секунды. При этом Себастьян отметил, что мог бы проехать быстрее, но не был уверен в ряде позиций стенограммы, а потому не рисковал. А заключительные спецучастки дня Ожье провел в «обменах уколами» с Латвалой. Однако для Яри-Матти эта часть ралли не обошлась без проблем: вылет на дорожную насыпь стоил финну потери 20 секунд. «Моя ошибка», — разводил руками Яри-Матти. Пэддон, Ожье, Латвала — так выглядела тройка лидеров ралли после первого полноценного дня гонки, а Пэддона и Латвалу разделяли всего 26 секунд. Все только начиналось.
Лучшее ралли в карьере Юрия Протасова — он первый в WRC2!
Третий, по-настоящему марафонский день ралли Италии, включавший 213 км спецучастков. И 13-й, пусть и не самый длинный, но, видимо, обладающий дьявольской магией спецучасток. Именно на нем отрывается колесо на Volkswagen вернувшегося в ралли по системе Rally2 Андреаса Миккельсена, а затем неприятности настигли и Яри-Матти Латвалу. «После трамплина автомобиль приземлился на обочину, и шина соскочила с колесного диска. Я решил, что мы повредили амортизатор, и продолжил движение, но вскоре был вынужден остановиться. На этом же спецучастке «отметились» пробитыми колесами несколько экипажей, в том числе Роберт Кубица. На Hyundai i20 WRC Тьерри Невилля сломался гидроусилитель руля, и экипаж приехал на финиш с залитым маслом лобовым стеклом. Резюме о спецучастке, пронумерованном «чертовой дюжиной», подвел Эванс: «Это было просто ужасно! Я отвлекся, проезжая мимо автомобиля Латвалы, и чуть не столкнулся с коровой!» Победил на «ужасном спецучастке» Мадс Остберг (Citroen DS3 WRC), но Себастьян Ожье, показавший здесь четвертый результат, уступил победителю чуть больше трех секунд. Теперь лидер чемпионата мира уступал Пэддону, возглавляющему таблицу ралли, всего 8 секунд. Интересно, что к этому моменту на третье место в общем зачете ралли вышел эстонец Отт Тянак (Ford Fiesta RS WRC), опередивший и Мадса Остберга, и Тьерри Невилля! Это при том, что тот самый «заколдованный» 13-й спецучасток выиграл Остберг, а Тянак именно здесь пробил колесо. Правда, эта неудача не помешала эстонцу показать на спецучастке третий результат. Определенные коррективы в борьбу за победу мог бы внести самый протяженный спецучасток ралли, 42-километровый Monte Lerno, но здесь Ожье уступил Пэддону всего 1,4 секунды. А вот для Яри-Матти Латвалы, показавшего здесь лучшее время, явно был повод для досады: на том самом проклятом богом Сардинии 13-м спецучастке Яри-Матти проколол колесо, что стоило ему двухминутного отставания от лидеров и крушения надежд на победу. И после того же 14-го спецучастка выбыл из борьбы Дани Сордо — на его Hyundai i20 WRC сломался двигатель. Что же касается Латвалы, то финн отнюдь не потерял мотивации к завоеванию очков в зачет чемпионата мира, и его ближайшей целью стало четвертое место, которое к этому моменту занимал Мадс Остберг. К тому времени пилот Volkswagen Motorsport уже обошел Невилля, которому половину утренней секции пришлось ехать без гидроусилителя руля.
А Себастьян Ожье отпраздновал третью подряд победу в ралли Италии
За что можно было винить спецучасток с порядковым номером «13», понятно, но чем судьбе насолил спецучасток под номером 17? Очередной прокол колеса, а затем поломка коробки передач — и второй сход за это ралли у Роберта Кубицы, поломка амортизатора на автомобиле Латвалы… Но обиднее всего было Отту Тянаку, на Ford Fiesta RS WRC которого сломалась коробка передач! И на этом же спецучастке произошла смена лидера: Хайден Пэддон допускает небольшую ошибку, и теперь таблицу ралли возглавляет Себастьян Ожье, опережающий новозеландца более чем на 12 секунд. Вполне предсказуемое развитие событий. Завершающим спецучастком этого изнурительного дня стало второе прохождение Monte Lerno. И если Себастьян Ожье получил, по его словам, на этих 42 километрах истинное удовольствие, то Хайдену Пэддону финал дня доставил немало поводов для волнений. На 18-м спецучастке на Hyundai i20 WRC начала барахлить коробка передач, а затем Хайден еще и налетел на камень. Теперь ему приходилось больше думать не о победе в гонке (после всех злоключений Ожье опережал его уже более чем на две минуты), а о том, чтобы сохранить вторую позицию. Но, пожалуй, самым неудачным образом этот день сложился для экипажа команды Volkswagen Motorsport II — в самом его начале Андреас Миккельсен и Ола Флоэне вновь выбыли из ралли.
Себастьян Ожье и ралли выиграл, и на Power Stage был самым быстрым
Перед заключительным днем гонки, «боевая» дистанция которого составляла около 46 км, ситуация в борьбе за призо вые места была следующей: Пэддон опережал Остберга на 1 минуту 12 секунд, а на полминуты от норвежца отставал Невилль. Казалось бы, музыкальное произведение под названием «Ралли Италии» приобрело вполне стройное течение, и гонке предстояло завершиться исключительно в академическом стиле. Во всяком случае, в той части, которая касалась мест на подиуме. Но это же каприччио! Уже на первом спецучастке дня неприятности обрушились на экипаж Остберга: выпавший наушник переговорного устройства, ошибка в стенограмме, слишком широкий вход в поворот и вылет с трассы… И в довершение всего проблемы с тормозами. Теперь уже Остберг оказывается в роли догоняющего, а на третье место выходит Тьерри Невилль. Увы, погони не случилось, а проблемы Мадса лишь усугубились — на следующем спецучастке он уступил свою четвертую позицию Элфину Эвансу (Ford Fiesta RS WRC). И вот отзвучали последние аккорды итальянского каприччио. Финиш! Такое ощущение, что буквально у всех участников этого ралли камень с плеч свалился. Даже Себастьян Ожье отмечал: «Я очень рад, но такого результата здесь не ожидал. Было очень сложно ехать первым по трассе, но все сложилось отлично — от автомобиля до прогнозов погоды. Хайден проделал отличную работу и определенно заслужил подиум». Разумеется, и Хайден Пэддон не мог не радоваться подобному результату: «С машиной была небольшая проблема, и нам повезло, что мы смогли добраться до финиша. В этой гонке я не мог ожидать чего-то большего». Не был разочарован результатом и Тьерри Невилль: «После всех проблем я и не ожидал, что смогу подняться на подиум. Уверенность возвращается, а полученные нами очки очень важны для команды. Что же касается экипажей Volkswagen Motorsport, то «торт» для победителей ралли наверняка украсила «вишенка» их результатов на Power Stage, трио победителей которого также получает очки в зачет чемпионата мира. Самым быстрым здесь был Себастьян Ожье, второе место занял Яри-Матти Латвала и третье — Андреас Миккельсен.
Skoda Fabia R5. Пока без побед, но подиумы в WRC2 уже есть
Йост Капито: «Ралли Италии для команды Volkswagen было полным взлетов и падений»
Несмотря на все проблемы, Яри-Матти Латвала добыл в Италии 10 очков — 8 за шестое место и 2 за второй результат на Power Stage
Для Миккельсена это ралли сложилось не лучшим образом. Но после его окончания стало известно, что VW Motorsport подписал с ним длительный контракт
Шеф Hyundai Motorsport Мишель Нандан результатом своих подопечных доволен
В Италии Хайден Пэддон «отметился» своим первым подиумом в WRC
До финиша Роберт Кубица добрался. Но лишь 30-м
Жюльен Инграссия и Юлиана Вебер (VW Motorsport): «Мы победили!»
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
Луис Мойя, штурман легендарного экипажа Сайнс — Мойя, дважды побеждавшего в Чемпионате мира по ралли, сегодня работает в команде Volkswagen Motorsport. И он всегда открыт для общения.
Луис, как ты считаешь, с тех пор как ты завершил свою спортивную карьеру, изменилось ли мировое ралли?
Не думаю, что с 2003 года, а именно тогда я прекратил выступления, в чемпионате мира по ралли произошли серьезные изменения. Скорее, ралли активно менялось в то время, когда я выступал, — это было время, когда не было ни Интернета, ни мобильных телефонов. И если сегодня у экипажа возникает нештатная ситуация, он всегда может позвонить специалистам команды и получить совет. В наше время, если ты, скажем, застрял где-то в Кении, решать проблему приходилось самостоятельно. И все это заставляло нас выбирать соответствующую стратегию. Но я считаю, что главным достижением стало то, что автоспорт «подружился» со средствами массовой информации, и сложились условия, в том числе технические, позволяющие по-настоящему популяризировать автогонки. Особенно это коснулось ралли.
А что касается самих пилотов… Им легче в нынешних условиях?
Сам принцип ралли не изменился, и это очень хорошо. Но появились новые автомобили, и скорости заметно выросли. В этом плане современным пилотам сложнее — у них просто нет возможности расслабиться.
Спрашивая о возможных переменах, я имел в виду и сам дух ралли…
Мне кажется, атмосфера осталась весьма дружественной. В ралли нет очного соперничества, идет виртуальная борьба. А потому и претензий у гонщиков друг к другу практически не бывает. Посмотри на отношения гонщиков в ралли и в «Формуле-1» — это просто день и ночь. Да и сама раллийная «среда обитания» накладывает на эти отношения свой отпечаток: если что-то непредвиденное происходит на трассе, соперники всегда остановятся и постараются прийти на помощь. Дружеские отношения можно заметить и в сервисных парках, и в медиазонах… Кстати, все это может самым положительным образом повлиять на карьеру: сегодня пилот выступает в одной команде, а завтра ему предложат контракт с другой.
И ты, и Карлос — люди с высоким чувством собственного достоинства и сильным характером. Насколько быстро вам удалось найти тот контакт, который впоследствии позволил создать чемпионский экипаж?
Мы начали выступать с Карлосом накануне Рождества 1987 года. И для меня это было непростое время — я подумывал о том, чтобы завершить раллийную карьеру. Но позвонил Сайнс и предложил стать его штурманом. До этого мы с ним встречались лишь однажды, но единственное, о чем он меня тогда спросил, говорю ли я на английском. Так началось наше сотрудничество, которое продолжалось 15 лет. И за это время мы стали с Карлосом настоящими друзьями. Возможно, потому, что мы с ним абсолютно разные, у нас и сложились отличные отношения. Думаю, это как в браке: если люди разные, то они, как правило, живут вместе очень долго. И с Карлосом я провел почти 20 процентов всей моей жизни. Карлос по натуре достаточно сдержанный, я же весьма динамичный, много говорю…
Что есть, то есть — достаточно послушать, как ты читал стенограмму: на протяжении всего спецучастка ни одной паузы…
Да, это мой стиль, я действительно очень быстро читал. Но при этом нельзя читать стенограмму монотонно, словно молитву, важно в нужных местах делать акценты: левый семь… правый пять… правый семь… левый один!!! Карлос говорил, что иногда подобными акцентами я его пугаю. Но штурман должен выделить те моменты, на которые пилот должен обратить особое внимание. При прочтении стенограммы нужна страсть! Кроме того, чем более насыщенная стенограмма, чем больше в ней позиций, тем мне проще было сконцентрироваться. В противном случае ты начинаешь думать о других вещах: о жене, о подружках…
При этом и штурман, и пилот отнюдь не роботы и могут ошибаться. Можешь ли вспомнить какую-либо свою ошибку, которая серьезно повлияла на результат?
Это было на ралли Аргентины 1990 года, когда мы боролись за победу с Массимо Биазьоном. И я продиктовал Карлосу позицию, которой не было в стенограмме. Мы вылетели с дороги, перевернулись… Тем не менее мы не только вернулись в гонку, но и финишировали на втором месте. После ралли мы поехали на место аварии, и я признал свою ошибку. Об этом я сказал и на пресс-конференции, которая проводилась после гонки.
Когда ты завершал карьеру, то в некоторых твоих интервью сквозило разочарование по поводу недооценки работы штурмана. В том числе и в плане материальном…
На самом деле я вполне отчетливо понимаю, почему ситуация складывается именно так. Пилот — это человек, который родился с талантом. Разумеется, данный богом талант нужно развивать. У нас у всех есть ноги, но лишь немногим удается стать бегунами мирового класса. И такие пилоты, как Сайнс, Ожье, Латвала, — это, без сомнения, очень одаренные люди. Работа штурмана очень сложная и ответственная, но ей можно научиться.
Источник: