авто спорт

Пиво стекилой

Мне нравится мексиканская Corona, и на ужине в честь победы Себастьяна Ожье и Жюльена Инграссии из Volkswagen Motorsport я намеревался ограничиться этим пенным напитком

. Но Луис Мойя, легендарный штурман «Матадора» Карлоса Сайнса, пододвинул мне стопку золотистой текилы. Все мои попытки рассказать о печальном опыте комбинации пива с водкой успеха не имели. Луис был неумолим: «Станислав, ты в Мексике!»

Фото автора

Если вернуться к теме коктейлей, то, на мой взгляд, главным результатом вышеупомянутой дегустации может стать непредсказуемость того самого результата. Что же касается предсказуемости исхода ралли Мексики, третьего этапа чемпионата мира, то скажу так: тот, кто сделал бы ставки на экипажи Volkswagen Motorsport, вряд ли сумел бы сорвать большой куш. Особенно если это экипаж действующих чемпионов мира. Уж слишком разгромным для соперников было их прошлогоднее выступление, а посему и желающих поставить на лидеров было бы великое множество. Но сами «виновники торжества» явно не собирались почивать на лаврах. И руководитель команды Йост Капито, и сотрудники подразделений VW Motorsport, и сами пилоты в один голос говорили о том, что конкуренция в нынешнем чемпионате будет высокой, а Hyundai i20 WRC, дебютировавший в нынешнем чемпионате, еще покажет и свою настоящую скорость, и надежность. Именно надежность должна была стать решающим фактором в этой гонке: жара свыше 30° C, высота более 2700 метров над уровнем моря… Тяжело моторам, тяжело людям.

Еще одна попытка совместить, казалось бы, несовместимое принадлежит организаторам ралли Мексики. Испытывать иллюзии по поводу того, что ралли как вид спорта в Мексике пользуется большой популярностью, не стоит. Особенно в сравнении с культом того же ралли в Финляндии! И тем не менее организаторы мексиканского этапа утверждают, что их зрительская аудитория составляет не менее полутора миллионов зрителей. Трудно в такую цифру поверить, но и опровергнуть ее не берусь — зрителей действительно было много. Организаторы из кожи вон лезут для популяризации ралли — чего стоит только вечерний спецучасток, проложенный по улочкам городка Гуанохуато! Фантастическое зрелище при огромном стечении публики! Да и со спортивной точки зрения спецучасток был интересным — лучшее время у Себастьяна Ожье, но лишь 0,3 секунды ему проиграл эстонец Отт Тянак, выступавший в Мексике на Ford Fiesta R5 в зачете WRC2. Правда, и дистанция этого зрительского спец- участка была всего в километр, и проводился он на асфальте. И еще о зрителях.

На одном из спецучастков я встретил четверку друзей из разных стран: Америки, Испании, Италии и Мексики. Сказали, что очень любят ралли, огорчены тем, что в этом сезоне не выступает Евгений Новиков, но готовы болеть за Мартина Прокопа, считая его русским, и не уверены в национальности Роберта Кубицы. Были слегка огорчены тем, что Прокоп — чех, а Кубица — поляк. Зато за Бенито Гуэрру, единственного представителя Мексики в высшем эшелоне этого ралли, болели дружно и страстно. А меня долго учили правильно произносить фамилию их кумира: «Не Гуэрра, а Гэрра! Жестко! Гэрра!» Прямо как текила с «Короной».

Началась гонка без особых сюрпризов: Себастьян Ожье быстро вышел в лидеры, вторую позицию занимал Андреас Миккельсен, выступающий в этом сезоне в команде Volkswagen Motorsport II, да и Яри-Матти Латвала, вынужденный как лидер чемпионата стартовать первым и расчищать трассу, поддерживал неплохой темп. В числе лидеров и Мадс Остберг из Citroen Total Abu Dhabi WRT. Но уже третий спецучасток ралли Мексики вносит серьезные коррективы: на 44-километровом El Chocolate разбивает о камень подвеску своего VW Polo R WRC Миккельсен. И в этот день гонка для норвежца заканчивается. А еще на этом спецучастке с «вкусным» названием произошла смена лидера ралли, коим и стал Мадс Остберг. Побеждает Мадс и на следующем спецучастке, но верный своей тактике Себастьян Ожье далеко соперника не отпускает — между ними меньше семи секунд. И это самая большая фора, которую Ожье дал в этой гонке своему сопернику. А вот лидер команды Hyundai Motorsport Тьерри Невилль долго держался в тени: к середине первого дня гонки он лишь на девятой позиции. И уж совсем не ладились дела у его товарища по команде Криса Аткинсона: австралиец просто погряз в технических проблемах. В то же время очень неплохо адаптировался дебютант ралли Мексики, пилот заводской команды Citroen Крис Мик, уступавший своему коллеге Мадсу Остбергу 25 секунд. Хорошо смотрелся и Микко Хирвонен, выступающий в этом сезоне в команде M-Sport WRT: от лидера он отставал лишь на одиннадцать секунд.

Мадс Остберг этот сезон в новой команде начал неплохо: финиш на четвертой позиции на ралли Монте-Карло, подиум в Швеции… И вот теперь первое за рулем Citroen DS3 WRC гравийное ралли. Лидерство в гонке Мадс уступил только после седьмого спецучастка, а сзади к нему постепенно приближался Микко Хирвонен. Понятно, что и в Мексике Остберг очень надеялся на подиум, но впереди была еще длинная и непредсказуемая гонка. В качестве примера той самой непредсказуемости можно привести восьмой спецучасток, на котором разом выбыли из гонки и Микко Хирвонен, и Крис Мик. А ведь Крис к этому моменту сумел опередить Латвалу, продолжавшему исполнять роль бульдозера, и вышел на четвертую позицию. Но каждый километр любого ралли — это серьезное испытание. Казалось бы, до финиша первого дня ралли оставалось преодолеть три крошечных спецучастка общей протяженностью семь километров, которые вряд ли смогли бы внести существенные изменения в результаты. Но не тут-то было: на асфальтовой дорожке стадиона укладывает на крышу свой Ford Fiesta RS WRC Роберт Кубица. Здесь, вероятно, нужно сделать небольшое отступление. Зрительские спецучастки на Autodromo de Leon за время ралли проводились трижды и в различных форматах (это к вопросу о популяризации ралли в Мексике). А еще там курсировало «гоночное такси», и я, прокатившись с горячим мексиканским парнем, отметил хорошее сцепление «гражданских» шин на асфальтовой части автодрома. А вот гонщики, стартуя здесь на гравийных шинах, были иного мнения. И Крис Аткинсон, который здесь же едва не попал в аварию, и Тьерри Невиль, стартовавший на спецучастке в паре с Кубицей, говорили о том, что покрытие автодрома весьма скользкое и абсолютно непредсказуемое. Даже Себастьян Ожье уже в заключительный день гонки едва не стал здесь жертвой коварного асфальта.

Во второй день ралли в гонку, по системе Rally2, вернулись и Роберт Кубица, и Крис Мик, и Микко Хирвонен, и Андреас Миккельсен. А первым неудачником этого дня стал Мадс Остберг, повредивший подвеску своего автомобиля на первом же спецучастке дня. Причиной инцидента стала неточность в стенограмме. Мадс смог финишировать на СУ и сохранил вторую позицию, но на дорожной секции перед 13-м спецучастком ему пришлось остановиться для ремонта. Операция заняла слишком много времени, и Остберг из гонки выбыл. А СУ-13 полностью оправдал свою нумерацию «чертовой дюжины»: на нем перевернули свои автомобили Андреас Миккельсен и (второй раз за гонку) Роберт Кубица. На этот раз «крыша» экс-пилота «Формулы-1» была куда более жесткой: на Ford оказался поврежденным каркас безопасности, и для Роберта мексиканские приключения закончились. Перед дневным сервисом этого самого длинного дня ралли ситуация в таблице общего зачета выглядела так: лидировал Себастьян Ожье, в 49 секундах от него Яри-Мати Латвала, затем Тьерри Невилль и еще один дебютант мексиканской гонки Элфин Эванс из M-Sport WRT.

При этом Невилль уступал лидеру почти четыре минуты, а Эванс чуть больше четырех. И если экипажи Volkswagen Motorsport могли чувствовать себя достаточно комфортно, то Невилля и Эванса разделяли всего одиннадцать секунд. В заключительный день ралли все внимание было приковано к самому длинному в Rally Guanajuato Mexico (и к самому длинному в нынешнем чемпионате мира!) почти 60-километровому спецучастку. И самым быстрым здесь был Мадс Остберг, вернувшийся в гонку по системе Rally2 и получивший 30-минутный штраф за шесть пропущенных накануне спецучастков. Штраф, лишивший его, так рассчитывающего на подиум в Мексике, всех шансов на попадание даже в топ-десять. Вслед за Остбергом, с разрывом в 5,7 и 13,6 секунды соответственно, на спецучастке Guanajuatito финишировали Ожье и Латвала. Мадс Остберг побеждает и на предпоследнем, 11,63-километровом спецучастке Derramadero, но это не более чем «голы престижа» в ворота Volkswagen Motorsport. До конца этой труднейшей гонки один, всего лишь (по меркам Rally Guanajuato Mexico) восьмикилометровый Power Stage, на котором экипажи, показавшие три лучших результата, получают бонусные очки в зачет чемпионата. Ну, теперь-то все? Делить, вроде бы, и нечего: Латвала отстает от Ожье более чем на минуту, а занимающий третью позицию (сенсационный успех Hyundai Motorsport!) Невилль уже проигрывает больше пяти. Далее с трехминутными разрывами Эванс, Прокоп, Гуэрра (или Гэрра?). Затем Аткинсон, Хирвонен, Мик… Нет, познать действие текилы с пивом можно, лишь выпив все это до дна. А посему и на заключительном спецучастке не все прошло гладко: в самом его начале разбивает подвеску своего Citroen Крис Мик. А буквально перед финишем чуть было не произошли изменения в тройке лидеров: уже на перегоне после Power Stage перегрелся двигатель на Hyundai i20 WRC Тьери Невилля. Причина — неизвестно откуда появившаяся дырочка в радиаторе, из которой вытекала охлаждающая жидкость. Но бельгиец нашел выход — в ход пошла и питьевая вода, и содержимое большой бутылки пива Corona, врученной организаторами на финише заключительного спецучастка. Вот на таком коктейле (пусть и без текилы) Невилль и сумел доехать до призового подиума.

В прошлом году в Мексике Невилль уже финишировал на подиуме, но этот для него наверняка дороже…

НЕСКОЛЬКО ИНТЕРВЬЮ ПЕРЕД СТАРТОМ РАЛЛИ МЕКСИКИ

СЕБАСТЬЯН ОЖЬЕ

Ваш штурман Жюльен Инграссиа говорил о том, что ралли Мексики является его любимой гонкой. А для Вас?

Я не могу сказать что «Мексика» является моим любимым ралли. Скажу так, оно входит в число ралли, которые мне нравятся. Кроме того, оно имеет для меня большое значение: в 2008 году, еще в чемпионате JWRC, мы сюда приехали в первый раз и сразу одержали победу. Победили мы здесь и в прошлом году. Так что это ралли для меня действительно особенное.

Жюльен вкратце обрисовал трудности, которые поджидают здесь штурмана, А каково это ралли для пилота?

Не могу сказать, что меня здесь что-то сильно беспокоит. Правило очень простое: пить больше воды, что позволит быстрее  восстанавливаться от нагрузок.

А вам как пилоту нравятся длинные спецучастки, такие, как на этом ралли?

Да, я действительно люблю длинные спецучастки, на которых очень важен компромисс между атакующей и аккуратной ездой. А еще одной моей сильной стороной является умение экономить резину.

Как вы думаете, если гегемония VW будет продолжаться, не отпугнет ли это зрителей от ралли?

Не скажу, что мы имеем подавляющее преимущество. Как видите, в мировом ралли у нас появился еще один конкурент, который  наверняка будет прогрессировать. Да, мы располагаем очень надежным автомобилем, что и доказал прошлый сезон. Но хочу заметить, что технические кондиции машин, стартующих в WRC, весьма схожи и многое зависит именно от мастерства пилотов.

В этом ралли у вашего экипажа вторая стартовая позиция. Каким будет начало гонки: будете использовать тактику выжидания или сразу начнете атаковать?

Наша позиция более выгодная, чем у Яри-Матти Латвалы, которому придется ехать первым и расчищать дорогу. Понятно и то, что тем, кто едет за нами, будет легче. Тем не менее мы будем стараться ехать так быстро, как сможем, но наша главная задача — не потерять контакт с дорогой. А для настоящей атаки у нас будут следующие дни.

ЖЮЛЬЕН ИНГРАССИА

Когда пилотов WRC спрашиваешь о том, какие ралли им нравятся больше всего, обычно говорят о Новой Зеландии, Финляндии или Швеции. О Мексике мало кто говорит…

Мне такой вопрос задавали совсем недавно — на ралли Швеции. И знаете, что я ответил? Что мне больше всего нравится ралли Мексики.

Есть ли особые трудности для штурмана в этом ралли?

Здесь очень жарко, высота и длинные спецучастки, в конце которых очень сложно сохранить голос.

Как в таких условиях удается сохранять концентрацию?

И до ралли, и во время гонки приходится очень много пить. Это и помогает работе мозга, и позволяет сохранять концентрацию. Даже в стенограмме я отмечаю места, когда можно попить воды.

Каким для вашего экипажа было начало чемпионата? В Мексику вы приехали не лидерами…

Нынешняя ситуация не многим отличается от прошлогодней. Разумеется, не стоит разбрасываться очками в самом начале сезона — наверстывать всегда сложно. Но мы не считаем себя в роли догоняющих и очень хотим примерить ковбойские сапоги, которые получат победители на финише ралли Мексики. А теперь мой вопрос вам: «Когда в ралли вернется Евгений Новиков?»

Увы, на этот вопрос Жюльена Инграссии я ответить не смог…

ЯРИ-МАТТИ ЛАТВАЛА

В своем интервью ваш соперник Микко Хирвонен сказал, что у них на этом ралли есть шанс, так как экипажам VW предстоит ехать первыми и расчищать трассу…

Эта роль действительно сложная. Но я впервые в своей карьере являюсь лидером чемпионата, и это, конечно, особенное ощущение. Но за это ощущение придется платить, и по правилам в этой гонке у меня первая стартовая позиция.

Прежде вас часто обвиняли в недостатке стабильности. Сейчас, похоже, ситуация меняется?

Действительно, такая проблема была. Наверное, каждый гонщик должен пройти через аварии, но важно, чтобы анализ тех самых аварий помог приобрести стабильность. Кроме того, я сейчас занимаюсь специальным тренингом, который ведет Кристофер Трайер, бывший тренер-психолог Маркуса Гронхольма. Занятия мы начали еще в прошлом году, во время ралли Великобритании.

Вы уже почувствовали результат занятий?

Да, на ралли Монте-Карло был первый полноценный опыт, и я действительно смог ощутить результат. Продуктивность нашего сотрудничества была особенно заметна на фоне того, что ралли Монте-Карло считается сложным для скандинавских пилотов.

В свете того, что вы сейчас лидер чемпионата, что для вас важнее: борьба в зачете пилотов или очки в копилку командного зачета?

Важны обе цели, но в этом году у меня есть хороший шанс побороться за титул и в личном зачете. Разумеется, здесь все взаимосвязано: хорошо выступаешь в личном зачете — приносишь максимум очков в зачете командном. В прошлом сезоне, который прошел для меня не очень хорошо, я больше концентрировался на командной борьбе.

Тогда вопрос, на который обычно пилоты не отвечают. Это вопрос о командной тактике. Говорили ли вам, что в определенный период вам нужно помогать Ожье в его сражении за титул?

Понятно, что в начале сезона такой установки быть не могло. Но во второй половине сезона, после ралли Финляндии, стало понятно, что моя главная задача — борьба за титул в зачете производителей. Меня действительно попросили работать в интересах команды, и поэтому на ралли Австралии, Франции и Испании перед нами стояла именно эта задача. А в Уэльс команда VW Motorsport уже приехала в ранге чемпиона, поэтому мы смогли поработать на себя.

Вопрос, относящийся к прошлой жизни. Когда Кими Райкконен выступал в ралли, обращался ли он к вам за советами?

Кими немного застенчив, и потому нелегко идет на контакт. Но когда мы общались, я, конечно, давал ему некоторые советы.

ШТЕФАН МОЗЕР

ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ И КОММУНИКАЦИЯМ VW MOTORSPORT

Принято считать, что автоспорт ведет к прогрессу автомобилестроения. Но гоночные автомобили существенно отличаются от автомобилей гражданских. Каково ваше мнение: спорт действительно преследует утилитарные цели, или это исключительно маркетинговые задачи?

Верны обе позиции. С одной стороны, мы действительно применяем некоторые решения из спорта в создании более мощных серийных автомобилей VW. С другой стороны, мы активно используем WRC, чтобы сделать бренд Volkswagen еще боле эмоциональным. И я могу точно сказать, что отношение к Polo за то время, пока мы участвуем в мировом ралли, серьезно изменилось, он стал восприниматься как совершенно другой автомобиль. Мы недавно проводили социологическое исследование, в котором был вопрос о том, считают ли люди тот или иной бренд успешным. Когда мы участвовали на Touareg в «Дакаре», наши рейтинги составляли порядка 9–10%, а после начала нашей программы в WRC он вырос до 55%.

Считаете ли вы, что участие команды в высшей категории WRC достаточно для продвижения бренда, и нет ли планов для подготовки автомобиля, скажем, класса R5?

Когда мы начинали проект WRC, у нас было некое разделение со Skoda. Мы сотрудничали, но при этом решили, что в работе с World Rally Car участвуем мы, а в других проектах — Skoda. Кстати, в скором времени Skoda представит новый автомобиль.

Если бы вы стали президентом FIA, что бы вы изменили в ралли?

Я не думаю, что был бы смысл менять технический регламент, а вот формат мероприятия я бы поменял. Согласитесь, сложно удержать внимание зрителей даже во время 24-часовой гонки. Я бы предложил формат, напоминающий велогонку Tour de France, где каждый день есть свой победитель и за каждый день начисляются очки. Да и порядок стартов в первый день гонки, с моей точки зрения, несовершенен. Если в «Формуле-1» пилот побеждает в квалификации, то он начинает гонку в лучших условиях. А в WRC лидер чемпионата начинает следующее ралли в худших условиях. А еще я сделал бы больше этапов и задействовал бы такие страны, как Китай, Бразилия, Россия — те, в которых активно развивается наш рынок.

WRC2

Борьба в этой категории была менее напряженной, но и здесь не обошлось без драматизма. Первым лидером стал эстонец Отт Тянак, показавший лучший в категории результат на первом и втором спецучастках. Но уже на СУ-3 Тянак вылетает с трассы. Подобные проблемы и у перуанца Николаса Фукса. А дальше бал правил украинский экипаж Юрия Протасова и Павла Черепина, выступающий на Ford Fiesta R5 и уже записавший на свой счет победу на ралли Монте-Карло. На каждом спецучастке Юрий увеличивал отрыв от ближайшего соперника, итальянца Лоренцо Бертелли. К примеру, после первого дня Юрий «вез» Лоренцо более пяти с половиной минут. Но и для Протасова ралли Мексики складывалось не столь безоблачно: был и отказ гидроусилителя руля, и прокол колеса. Но самая напряженная ситуация возникла в заключительной части гонки, когда на одном из трамплинов на автомобиле украинцев сломалась полуось, и все зависело от того, хватит ли для победы того колоссального запаса, который имел Юрий. К счастью, не только хватило для победы в категории, но и для десятого места в абсолюте, что позволило Протасову заработать очко в общем зачете чемпионата мира.

Источник: 5koleso.ru

Добавить комментарий