Победить в рулетке:ралли на Канарах
И речь здесь не о той рулетке, что сводит с ума завсегдатаев казино, а о колесе фортуны, которое определяло выбор шин, а вместе с ним и победу на ралли Канарских островов, первом этапе Чемпионата Европы. И улыбнулась та самая фортуна экипажу из Санкт-Петербурга в составе двух Алексеев — Лукьянюка и Арнаутова
На вопрос о планах на сезон прошлогодний призер чемпионата Европы Алексей Лукьянюк лишь пожимал плечами: «Глобальных изменений по сравнению с прошлым годом не произошло — стройной программы на весь сезон нет». И сетовал на то, что по погодным условиям отменен зимний этап чемпионата Европы в Латвии. Оно и понятно. Во-первых, это ралли было удобно с точки зрения логистики. Во-вторых, эти трассы хорошо знакомы Алексею, и здесь он был настроен показать высокий результат. А вот участие во втором этапе, который проходил в Испании, экипажем изначально не планировалось. Сам Алексей Лукьянюк говорил, что асфальт — пока не его конек, а в условиях ограниченного бюджета этапы, в которых он предполагает принять участие, приходится выбирать особо тщательно. Но растаявшие трассы Латвии планы изменили, и начать выступления в чемпионате Европы Лукьянюк и Арнаутов решили с первого реального этапа — ралли Канарских островов. «Для того чтобы проехать весь сезон, нам нужна финансовая поддержка, обеспечить которую мы можем лишь успешными выступлениями, — говорил Лукьянюк. — Поэтому ждать тех этапов, которые больше для нас подходят, нам не с руки. Пропуская гонки, мы упускаем возможности».
С Канарских островов Лукьянюк (справа) и Арнаутов уезжали лидерами чемпионата Европы. Как дальше сложится борьба за титул, будет зависеть не столько от кондиций самого экипажа, сколько от обстоятельств
Гонка на Канарах для Лукьянюка была новой, и ожидания были весьма сдержанные. Тем не менее надежды финишировать на подиуме присутствовали. Правда, квалификационные заезды показали, что скорость у экипажа есть, но по этому поводу парни иллюзий не строили. «К тестовому участку можно быстро адаптироваться, выйти на свой темп, но в гонке все будет совершенно по-другому», — рассказывал Алексей Лукьянюк. И он не ошибся — визитной карточкой этого ралли стало то, что условия гонки постоянно менялись. Причем даже в формате одного спецучастка. Мокрый и сухой асфальт, туман по одну сторону перевала и слепящее солнце по другую, ровный асфальт и корявая «наждачная бумага», в клочья раздирающая шины… Что касается соперников, то главным из них был действующий чемпион Европы поляк Каетан Каетанович. Но был и еще один весьма интересный персонаж — участник World Rally Championship Мадс Остберг. Вот на результаты этой пары и ориентировался Алексей Лукьянюк.
«Ты будешь первым в этом году, или я?» Алексей Лукьянюк и Каетан Каетанович. Вопрос для наших ребят пока риторический
А шинная рулетка закрутилась буквально со старта ралли. Какой состав из гаммы, предоставленной Pirelli, выбрать? Первый спецучасток стартовой секции проходил по мокрому асфальту, два следующих — по сухому. Алексей посчитал, что более правильными будут шины, ориентированные на мокрый асфальт. «Я рассчитал, что, сделав хороший задел по времени на мокрой части, я не столь много проиграю на сухих спецучастках. Кроме того, мы взяли с собой два запасных колеса со средним составом», — рассказывал Лукьянюк. И поначалу, на влажной дороге, эта тактика себя полностью оправдала — на промежуточной отсечке времени Лукьянюк выигрывал у Мадса Остберга около 15 секунд. Но с началом сухой части спецучастка шины перегрелись, и полученное преимущество моментально растаяло. Более того, состояние шин не внушало оптимизма для продолжения борьбы на первой секции ралли. «Нужен большой опыт, чтобы контролировать сразу несколько параметров: износ шин, темп, чувствовать, когда шина из-за перегрева начинает разрушаться», — комментировал Алексей Лукьянюк. А еще он говорил, что на этом ралли получал бесценный опыт работы с шинами. К примеру, выяснилось, что шины были накачаны воздухом, в котором оказалась влага. В ходе гонки водяной конденсат, находившийся в нагретой шине, превращался в пар, и давление резко возрастало. «Поначалу я изменение сцепления с дорогой относил на счет смены самого дорожного покрытия. И продолжал ехать в том же темпе, окончательно «убивая» шины», — делился впечатлениями Алексей Лукьянюк.
Вот так испытывали шины на прочность асфальтовые дороги Rally Islas Canaries
На вторую секцию первого дня ралли было решено поставить шины с жестким составом. Алексей решил аккуратно проехать мокрую часть трассы, а на сухих спецучастках атаковать уже в полную силу. Рассчитывал, что уж жесткий состав протектора наверняка выдержит.
Но на 25-километровом участке, половина которого представляла собой мокрый асфальт, шины километров за десять до финиша уже были стерты до железного корда. Давление в шинах вновь поднялось, они начали скользить… «Опять же, сказалось отсутствие опыта работы с шинами на асфальте, — комментировал ситуацию Лукьянюк. — Постоянные скольжения я воспринимал как нечто само собой разумеющееся и не сбрасывал темп, продолжал атаковать». К счастью, на борту опять было два запасных колеса, которые и были поставлены на переднюю ось. Задние колеса также были в далеко не идеальном состоянии, но на этом комплекте питерский экипаж не только закончил первый день ралли, но и показал на заключительном спецучастке дня лучшее время. И на этом же спецучастке из гонки выбывает Мадс Остберг. «Мадс сетовал, что у него пропали тормоза, но по моим наблюдениям он просто пытался взвинтить темп, — рассказывал Алексей Лукьянюк. — Остберг на каждом спецучастке понемногу проигрывал Каетановичу, поэтому был вынужден атаковать. В результате — удар о скалу и сломанная подвеска. Жаль, соперничество с ним было очень интересным».
А дальше борьба на ралли Канарских островов могла перейти в чисто тактическое русло. Занимающие вторую позицию Лукьянюк и Арнаутов уступали экипажу Каетана Каетановича 23 секунды, и с учетом стабильной езды поляка шансы на победу у наших ребят были невелики. Но и сдаваться они не собирались, продолжая ехать в своем темпе. В то же время пришло понимание, что шины нужно беречь. Тем более, на трассе были участки со столь абразивным асфальтом, что по ощущениям было понятно: шина не просто изнашивается, а буквально рвется. Такие участки Алексей старался проезжать особенно осторожно. А Каетанович атаковал. «Когда разрыв с лидером составил полминуты, а мы серьезно прибавить уже не могли, я решил надежно ехать на второе место. Согласись, что для первой гонки сезона, да еще на асфальте, это было бы неплохим результатом», — Говорил Лукьянюк. Но «шинная» рулетка еще не остановила свое стремительное вращение. Поляк, увлекшись победами на спецучастках, попал в ситуацию, в которой оказался наш экипаж в первый день ралли — передние шины на его автомобиле были полностью уничтожены, а в багажнике было лишь одно запасное колесо. И пришлось Каетану переставить задние колеса на переднюю ось, а одно из передних колес с уже вылезающим кордом поставить назад. И на 30-километровом спецучастке Каетан Каетанович не только растерял все преимущество, но и позволил нашему экипажу выйти вперед с отрывом в 37 секунд. Теперь уже Алексей Лукьянюк имел достаточно комфортный отрыв, чтобы вести гонку в своем темпе, контролируя ситуацию с высоты полученного опыта использования шин в этом специфическом ралли. Но при этом было понятно, что чемпион Европы без боя не сдастся. Правда, здесь был один останавливающий фактор — позволят ли шины дать тот самый бой. До финиша три спецучастка, и на первом, с разницей в 8 секунд, побеждает Каетанович. Но уже на следующем его шины не выдерживают заданного им темпа. Победителями первого этапа чемпионата Европы становятся Алексей Лукьянюк и Алексей Арнаутов. Начало просто отличное, но долю пессимизма вносит то, о чем говорил в самом начале этого материала Алексей Лукьянюк: «Глобальных изменений по сравнению с прошлым годом не произошло — стройной программы на весь сезон нет». Что ж, остается надеяться, что Форт уна не собирается от него отворачиваться.
Источник: