Ралли Дакар 2016
Легких «Дакаров» не бывает. И каждый год, когда речь заходит о зачете грузовиков в легендарном марафоне, российские болельщики принимают этот тезис как некий штамп. Действительно, за годы участия в «Дакарах» команда «КАМАЗ-мастер» приучила нас к безоговорочному лидерству «Синей армады»
Вот ведь какая штука… Все предшествующие годы победы российской команды были обусловлены сложнейшими условиями этой гонки. Одни только пески Мавритании чего стоили! Я помню, как об одном из своих первых «Дакаров» рассказывал Ханс Стейси: «Я в очередной раз не смог форсировать дюну. Я откатывался назад, вновь и вновь ее атаковал. И вдруг мимо меня проехал КАМАЗ. Он без труда вскарабкался по склону и исчез за гребнем. Я готов был принять это за мираж, но у подножия дюны появился второй КАМАЗ, который так же уверенно проехал мимо меня». Свой «Дакар» Стейси выиграл в 2007 году, но с 2000 года лишь ему, Карелу Лопрайсу в 2001-м да Жерару де Рою в 2005-м удалось совладать с командой из Набережных Челнов. Но сегодня эта знаменитая гонка изменилась. Не только географически, переместившись из Африки в Южную Америку, но и идеологически. Не случайно, все чаще говорят о близости трасс современного «Дакара» спецучасткам классического ралли. И здесь важна не только надежность автомобилей, но и их скорость — счет в марафоне уже идет на секунды. Об этом буквально на всех предстартовых пресс-конференциях говорил нынешний руководитель команды «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин. А еще многократный победитель «Дакара» говорил о том, что в этом году соперники российской команды сильны как никогда.
Экипаж Питера Верслуиса на MAN. Боролись отчаянно, но лишь девятое место на финише гонки
Итак, на старте гонки 55 грузовиков, впереди 9000 километров, из которых 4300 приходились на спецучастки. Правда, в реальности протяженность последних довольно быстро начала меняться в сторону сокращения дистанции, что давало все меньше права на ошибку — счет действительно шел на секунды, и рассчитывать на то, что отставание легко удастся отыграть, не приходилось.
Что касается состава участников, то в стане основных соперников команды «КАМАЗ-мастер» произошли изменения. Если грозный Жерар де Рой остался верен «капотнику» Iveco, то его кузен Ханс Стейси пересел за руль грузовика MAN команды Питера Верслуиса. Команда же Жерара де Роя получила поддержку в лице опытного чеха Алеша Лопрайса и не менее опытного, правда в области классического ралли и дебютанта грузового зачета, аргентинца Федерико Виллагры. У Виллагры уже был опыт выступлений на «Дакаре» в составе команды X-Raid на автомобиле Mini, и нынешние быстрые спецучастки — его стихия. А начало гонки подтвердило то, о чем говорил Владимир Чагин: длинный, 510-километровый спецучасток (который впоследствии был сокращен более чем на 100 км) выигрывает Ханс Стейси. Второй и третий — Верслуис и де Рой. Наши экипажи на 8-м (Айрат Мардеев), 9-м (Эдуард Николаев), 10-м (Андрей Каргинов) и 13-м (Дмитрий Сотников) местах. Отставания небольшие, но, как уже было сказано, в этой гонке все могут решить секунды. В то же время в грузовом зачете есть и первые потери: сгорел Renault Мартина Ван Ден Бринка. Экипаж, к счастью, не пострадал. Коррективы в ход гонки вносила и погода — проливные дожди превратили дорогу в непролазное месиво, что вынудило организаторов вновь сократить длину очередного спецучастка. И в этой ситуации гонщики предпочитали следовать заповеди «медленно поспешай». Едва Эдуард Николаев попытался взвинтить темп, как тут же его КАМАЗ буквально стаскивает с дороги. На помощь ему приходит экипаж Андрея Каргинова, грузовик возвращен на дорогу, и борьба продолжается.
Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Владимир Рыбаков. После всех приключений седьмое место в генеральной классификации
Гонка готовится переместиться из Аргентины в Боливию, а впереди спецучасток, на котором запрещена помощь техничек. Более того, после возвращения на бивуак автомобили ставятся в закрытый парк, и экипажи к ним будут допущены только перед стартом. Такая вот «фишка», требующая от автомобилей надежности, а от экипажей — осторожности. На 419-километровом СУ самым быстрым был де Рой, второй — Верслуис, третий — Стейси. Менее двух минут проигрывает лидеру и Виллагра. Ну как тут опять не вспомнить слова Чагина о том, что «соперники сильны как никогда». Боливийское высокогорье… Один из этапов проходит на рекордной для «Дакаров» высоте — 4600 метров над уровнем моря! Тяжело людям, трудно моторам… И на этом участке победу одерживает Эдуард Николаев. «Это наш день. Жалко, что бездорожье началось только перед финишем этапа, — делился впечатлениями Эдуард. — И отлично сработал наш штурман Женя Яковлев. По показанной им срезке обошли Виллагру, а вскоре догнали и обошли Стейси». Но в целом у команды не все прошло гладко — в одном из бродов залило электронику на автомобиле Андрея Каргинова, в результате чего экипаж потерял около часа. Потерял время и Дмитрий Сотников, остановившийся для помощи Андрею…
Справа налево: Айрат Мардеев, Айдар Беляев, Дмитрий Свистунов. Очередной подиум «Дакара»
Позади пять дней гонки, а протокол генеральной классификации в зачете грузовиков выглядит весьма непривычно: первый — Виллагра, далее Верслуис, Стейси и де Рой. Причем де Рой отстает от лидера меньше чем на шесть минут. Вот вам и марафон. Мардеев пока пятый, Николаев — седьмой. 13 и 14 места занимают Дмитрий Сотников и Андрей Каргинов. Очередной этап, и лидерство в генеральной классификации возвращает себе Ханс Стейси. Меньше минуты уступает ему Питер Верслуис, четыре минуты Федерико Виллагра и пять с половиной — Жерар де Рой. Битва, как в чемпионате мира по классическому ралли, да и автомобили соперников конструктивно прямо-таки «заточены» под трассы WRC. Но еще не пройдена и половина «Дакара», и таблица грузового зачета запросто может перевернуться с ног на голову. Вот после одного из трамплинов жестко приземляется TATRA Мартина Коломны — кабина грузовика едва не отрывается от рамы… Ханс Стейси пробивает колесо, и лидерство в гонке переходит к Петеру Верслуису… Зато на этом последнем боливийском этапе отличились наши парни: самым быстрым был экипаж Эдуарда Николаева, а трио Айрата Мардеева финишировало со вторым временем. Теперь Айрат и Эдуард в общей табели о рангах занимают соответственно третье и четвертое места, уступая лидеру менее одиннадцати минут. Гонка возвращается в Аргентину, а в строю остается 47 из 55 стартовавших грузовиков.
Бездорожье, встретившее караван участников в Аргентине, — наша среда обитания. Отсюда и результат — Эдуард Николаев и Андрей Каргинов соответственно на втором и третьем местах. А вот Айрату Мардееву не повезло — на его грузовике начал греться двигатель, а затем пришлось остановиться для замены лопнувшей трубки топливной магистрали. «На настоящем бездорожье мы догнали де Роя. Можно было бы его обогнать, но изза перегрева мотора пришлось снять ногу с педали газа», — рассказывал на финише Айрат. И вновь сокращение очередного спецучастка — на этот раз из-за сильнейшей жары была отменена 100-километровая «песочница». И этот участок складывался для наших парней весьма драматично. Дважды пришлось менять колеса экипажу Айрата Мардеева, пробил колесо и экипаж Эдуарда Николаева. Причем последнему пришлось менять колесо в рыхлом песке, из-за чего машина упала с домкрата. Но во время на помощь подоспел экипаж Андрея Каргинова. Хуже сложились дела у Дмитрия Сотникова — почти в самом начале спецучастка начались проблемы с двигателем, и на определение неисправности и ремонт ушло полтора часа. Тем не менее, после девяти этапов вопрос как о победителе, так и о призерах «Дакара» был открытым: Эдуард Николаев отставал от лидирующего де Роя на 27 минут, 41 минуту уступал голландцу Федерико Виллагра, и на 44 минуты отставал от лидера Питер Верслуис. Меньше часа проигрывал де Рою и Айрат Мардеев, занимавший шестую позицию. Также было ясно и то, что на следующем этапе Николаев будет атаковать. И действительно, по данным со 180-го километра спецучастка Эдуард выигрывал у Жерара 16 минут. Но в песках КАМАЗ Николаева опрокидывается на бок! На помощь Эдуарду приходит экипаж Андрея Каргинова, и гонка продолжается. Не лучшим образом складывался этап и для Айрата Мардеева — сначала пришлось менять колесо, а затем откапывать застрявший в песках грузовик — здесь им помог экипаж Сотникова. Ко всем неприятностям для нашей команды добавился еще и пробитый после удара о валун поддон на грузовике Каргинова. Но, несмотря на все перипетии, на второе место в генеральной классификации выходит экипаж Айрата Мардеева. Что касается тактики, то лишь за три дня до финиша гонки ситуация стала проясняться. Де Рой «уехал» от преследователей больше чем на час. А вот занимавший третье место Виллагра отставал от Айрата Мардеева лишь на 17 минут. Да и Ханс Стейси находился в получасе от нашего экипажа. Перед стартом спецучастка Виллагра говорил, что его вполне устраивает третье место, и атаковать позицию Мардеева он не будет. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. А расставить все точки над «i» вполне мог последний марафонский спецучасток — 431-километровый СУ на маршруте Ла Риоха — Сан Хуан. И победу на этом участке одерживает Эдуард Николаев. Из неприятных сенсаций спецучастка — технические проблемы на грузовиках Ханса Стейси и Андрея Каргинова. Первому они стоили потери почти часа, а экипаж Каргинова затратил на устранение неисправности и того больше.
Непростым был «Дакар» для Сотникова, Девяткина, Ахмадеева. Но простых и не бывает…
Финиш! Он является вожделенной целью большинства из тех, кто стартует в этой гонке. Покорить «Дакар» — это уже важная цель. Что же говорить о тех, кто закончил это сложнейшее испытание на призовом подиуме. На этот раз истинными героями «Дакара» стали экипажи Жерара де Роя, Айрата Мардеева и Федерико Виллагры. Но разве меньше героизма, нежели Айрат Мардеев, Айдар Беляев и Дмитрий Свистунов, проявили Эдуард Николаев, Евгений Яковлев и Владимир Рыбаков, закончившие этот марафон на седьмом месте? Или Дмитрий Сотников, Игорь Девяткин и Руслан Ахмадеев, занявшие место во втором десятке? А Андрей Каргинов, Андрей Мокеев и Игорь Леонов, финишировавшие 14-ми? Все они покорили «Дакар». А как уже было сказано выше, легких «Дакаров» не бывает.
А вот для Федерико Виллагры эта гонка стала настоящим успехом
Эх, маловато песка на «Дакаре» для наших КАМАЗов
Лучшим на автомобилях MAN стал экипаж Ханса Стейси. На финише он четвертый с отставанием от Виллагры в 42 минуты
Триумфатор «Дакара» Жерар де Рой. Теперь уже двукратный. И на этот раз ему действительно не было равных
Источник: