Ралли «Ростов Великий».От обратного
«Еще не накатался?» — главный редактор (сам в прошлом неплохой раллист) затею, похоже, не одобрял. Да я и сам пока не имел четкого представления о том, как все будет выглядеть. Не в смысле самого процесса, а в плане того, что за материал может из этого получиться…
«Еще не накатался?» — главный редактор (сам в прошлом неплохой раллист) затею, похоже, не одобрял. Да я и сам пока не имел четкого представления о том, как все будет выглядеть. Не в смысле самого процесса, а в плане того, что за материал может из этого получиться…
История с продолжением
Чтобы все было понятно, изложу суть. Михаил Лепехов, столичный бизнесмен и меценат, который лично мне больше известен как весьма успешный гонщик и владелец компании «Академия ралли», задумал интересный проект — раллийный монокубок. Схематично здесь все просто: абсолютно идентичные автомобили Volkswagen Polo, подготовленные по техническим требованиям группы 1600Н, которые предоставляются спортсменам на основе аренды. После чего — милости просим в 8‑этапный DMACK CUP, кубок, носящий титул используемых в нем шин. А для того чтобы данный проект сразу встал на правильные рельсы в области public relation, Михаил со свойственной ему смелостью предложил журналистам на собственной шкуре проверить, что такое ралли вообще и все составляющие DMACK CUP в частности. Вот такая история. Что же касается моих сомнений, то и здесь есть предыстория: в определенный период времени существовала раллийная команда «имени нашего журнала», в которой я исполнял роль штурмана. И тогда же я утвердился во мнении, что ралли — самая лучшая дисциплина автомобильного спорта. А прогрессировать в ней можно, лишь постепенно пересаживаясь на все более быструю и мощную технику и повышая статус соревнований, в которых принимаешь участие. А здесь монокубок…
Вот как бывает…
В выборе партнера по экипажу сомнений не было — Виктор Березовский. Мастер спорта по ралли, вице-чемпион России, пилот, с которым мы проехали не одну сотню километров спецучастков. А еще Виктор долгие годы был техническим руководителем нашей команды. И в оценке как технических кондиций предложенного нам автомобиля, так и организации всего проекта он должен был вынести справедливый вердикт. Вряд ли стоит говорить, что на предложение проехать ралли «Ростов Великий» (именно эту гонку мы выбрали для знакомства с проектом) Виктор Березовский ответил моментальным согласием. Дальнейшие события развивались настолько стремительно, что и мне, и Виктору оставалось только удивляться. Все, что нам потребовалось, это приехать к месту проведения гонки, имея автомобиль для ознакомления с трассой и кое-что из гоночной амуниции. Комбинезоны, шлемы и даже командную одежду (в достойном проекте все должно быть красиво) предоставляют организаторы DMACK CUP. Как тут не вспомнить бессонные ночи Виктора и наших славных механиков перед отъездом на гонки! Подготовка «боевых» машин, техничек, ревизия прицепов… И, как всегда, для полного ажура не хватало одних суток. Мои «трудозатраты» также оказались предельно сокращены: начиная с оформления заявки на гонку и «напоминалок» о документах, необходимых для административных проверок, и заканчивая бытовыми вопросами — обо всем этом тоже позаботились организаторы. А окончательно меня «добили» SMS-сообщения о распорядке дня, учитывающие как расписание самого ралли, так и события, касающиеся непосредственно DMACK CUP. И это было первым ралли, на котором мы с Виктором даже не появились на проверках технических! А сколько копий было сломано раньше в спорах со справедливыми, но порой очень строгими техническими комиссарами! Здесь же экипаж участвует только в гоночном процессе. Вот так.
Гонка
Будете смеяться, но ее-то у нас, по сути, и не было. А еще забавно то, что первый раз мы завели двигатель нашего VW Polo буквально за десять минут до отметки на первом пункте контроля времени, а весь пробег до первого спецучастка ралли составил всего полтора километра. Зная, как тщательно Виктор готовится к любой гонке, я предполагал услышать в наушниках шлема недовольное ворчание пилота, но он как-то уж очень спокойно отнесся к этой ситуации. Возможно, сказалась сама атмосфера гонки, в которой мы стартовали «не результата ради, а познания процесса для»… Говоря об атмосфере, я имел в виду момент психологический, а отнюдь не климатические условия — о последних нужно сказать отдельно. Еще в ночь перед гонкой разверзлись хляби небесные, а утром разведка донесла, что на спецучастках «везде лужи». Эта информация была столь сдержанной лишь потому, что ее авторы просто не смогли найти достойных эпитетов в описании того, что творилось на трассе. Достаточно сказать, что даже такой опытный раллийный боец, как Вячеслав Прохоров (между прочим, еще чемпион СССР), предпочел сняться с гонки, не желая форсировать водные преграды. Я же могу сказать, что наши заметки в стенограмме типа «скользко» и «грязно», написанные накануне, потеряли всякий смысл на первых же метрах спецучастка: скользко было везде и грязно — повсеместно. Но адаптироваться к новым условиям толком и не успели: на первой же паре километров нас предупреждают, что трасса впереди заблокирована. «Заглядываем» за поворот и… попадаем в Зазеркалье: перед нами картина классического трофи-рейда. По трассе, словно на поле боя, разбросаны застрявшие в грязи машины, вокруг которых по щиколотку в воде бродят пилоты и штурманы с буксирными тросами в руках. Но спастись с помощью внутренних резервов уже невозможно, и проблему решает лишь сила внешняя — вызванный со старта спецучастка джип. Минут пятнадцать ждем окончания спасательной операции и продолжаем «гонку». Финиш, отметка в контрольной карте, перегон к следующему спецучастку. Виктор делится первыми впечатлениями от автомобиля: «Пока могу сказать, что управляется машина очень хорошо, неплохие тормоза. Что же касается динамики… Ну, ты сам все видел». Последнее — это он о трассе. И снова электронные часы отсчитывают секунды до старта, красный блистер сменяется зеленым, разгон, «400 левый два», «горка плюс правый ноль», «100 правый два — два»… На этом полет вновь прерывается: стоящий на обочине штурман стартовавшего перед нами экипажа предупреждает, что впереди «затык». Дежавю… А гонка для нас закончилась на перегоне к заключительному спецучастку первой секции ралли: на Volkswagen Polo «пропали» тормоза. Причину находим быстро — «разобрался» гидроцилиндр ручного тормоза. Виктор аккуратно, словно подбитый самолет, приводит наш «полик» в парк сервиса, и мы оформляем сход. Жаль, что все кончилось так быстро. Утраченные за время нашего раллийного бездействия навыки начинали восстанавливаться, и мы уже готовы были получать удовольствие от езды… Делюсь нашими печалями с Михаилом Лепеховым и говорю о том, что для полного понимания было бы неплохо хотя бы одну гонку довести до логического конца… Решения в «Академии ралли» принимаются мгновенно. Михаил подзывает одну из своих симпатичных помощниц: «Аня, поставь галочку — они едут на ралли “Выборг”».
Кому это нужно…
Вопросов о том, как можно начать занятия автоспортом вообще и ралли в частности, я слышал немало. Чаще всего они были праздными, а у многих желание думать на эту тему пропадало после того, как им озвучивали цифры бюджетов. И это реалии — автоспорт не может быть дешевым. Все это я знаю не понаслышке — в команду «Журнал “5 колесо”» нет-нет да и обращались желающие взять в аренду подготовленный раллийный автомобиль. Аренда — именно та форма, которая позволяет начинающему гонщику понять, нужен ли ему этот вид спорта, а пилоту, который продолжает совершенствоваться на гоночных трассах, — не обрастать собственной инфраструктурой в виде ремонтных боксов, техничек, механиков… Как, впрочем, и «боевых» машин. Сразу предвижу вопрос: сколько будет стоить участие в новоиспеченном DMACK CUP? Для начала расскажу еще одну историю. Как-то я готовился к командировке в Куусамо, что на севере Финляндии, целью которой было посещение Академии вождения, возглавляемой четырехкратным чемпионом мира по ралли Юхой Каннкуненом. Узнав об этом, многие знакомые раллисты просили узнать, во что обойдется обучение у легенды мирового ралли. Так прямо я у Юхи и спросил… Канккунен только развел руками: «Я должен знать, что конкретно хотят твои друзья: какие автомобили, сколько дней занятий и, соответственно, сколько километров спецучастков предполагается проехать, какие они выберут условия проживания и питания… Вплоть до того, сколько комплектов шин предполагается использовать».
Примерно по такому же принципу составляется и калькуляция участия в DMACK CUP. Если же говорить о порядке цен, то аренда автомобиля на один этап составит примерно 75 000 рублей. В эту сумму включены и техническое обслуживание на гонке, и топливо, и шины. К остальным расходам нужно отнести выплату заявочного взноса организаторам гонки, расходы, связанные с прибытием к месту гонки и ознакомлением с трассой, оплату места на автовозе, покупку недостающей экипировки (которая, естественно, не останется без дела при серьезных намерениях)… Думаю, тысяч в 100 вполне можно уложиться. А дальше все будет зависеть от ваших планов и намерений. Дорого? А как вам альтернативный вариант: аренда бокса, покупка или постройка спортивного автомобиля, приобретение технички, штат механиков, которым нужно платить заработную плату… И это не просто единовременные вложения — функционирование даже самой маленькой гоночной команды требует постоянных и, поверьте, немалых расходов. Да, кстати, если у кандидата на участие в DMACK CUP есть наметки на привлечение спонсоров, то нужно отметить, что PR-отдел «Академии ралли» работает на самом высоком уровне. Предвижу еще один, возможно, самый важный вопрос: неужели в DMACK CUP присутствуют одни лишь плюсы? Неужели в этой серии мало того, над чем ее организаторам еще предстоит поработать? Пока на этот вопрос я ответить не готов. Но именно для того, чтобы наши выводы были объективными, мы с Виктором и отправляемся на ралли «Выборг».
«Кто, если не я?»
Мы с Михаилом Лепеховым беседуем на ралли «Ростов Великий». Встреча без галстуков. В гоночных комбинезонах. И это располагает к откровенному разговору.
Мой первый вопрос о DMACK CUP. Вряд ли этот проект будет окупаемым. А если так, то вам-то, практически в одиночку его финансирующему, зачем все это?
Хороший вопрос. Правильный. Отвечаю: «А кто, если не я?» И поверьте, мании величия у меня нет. И уж точно не для того, чтобы потешить собственное самолюбие. Я просто считаю, что делаю хорошее дело. Надеюсь, это понимают не только те, кто садится за руль этих автомобилей. Скажут за это спасибо, буду рад.
Но это не единственный ваш спортивный проект. Вы финансируете выступления Евгения Новикова в чемпионате мира по ралли. Странно, что этим вопросом занимается не высшая спортивная власть государства, не соответствующая спортивная федерация, а частное лицо…
Что касается мотивации, то я готов повторить все вышесказанное. И могу добавить, что это очень большая работа. Тяжелая, да еще и за свои деньги. Кстати, о «своих деньгах»: пока на этапы чемпионата мира мы ездим на кредитные средства. Но коль скоро я в эту программу вписался, то бросить ее не вижу возможности. А если говорить о государстве, о федерации… Знаете, кто спонсирует Кубок VW Scirocco в Германии? Компания «Газпром». Вот так.
Чем был обусловлен выбор автомобилей для DMACK CUP? Ведь у вас хорошие деловые отношения с компанией M-Sport, а это прямая дорога к Ford Fiesta…
Разумеется, с зондирования этой почвы я и начал. Но в российском представительстве Ford Motor Company мне предложили всего 2–3 процента скидки на автомобили, а шеф M-Sport Малкольм Уилсон готов был «скинуть» со стоимости кит-комплектов для R2 по 500 евро. При условии, что кит-комплект стоит порядка 30 000 евро, это разговор ни о чем. В VW Group были в большей степени склонны к диалогу, да и машины у них изначально чуть дешевле. Я прекрасно понимаю, что сейчас в VW Group основное внимание уделяется Олимпиаде, но тем не менее они готовы всерьез обсуждать сотрудничество. Во всяком случае, предоставили в качестве главного приза автомобиль. Мои же планы раллийным DAMCK CUP не заканчиваются — я собираюсь заняться еще и «кольцевым» Кубком, для которого в настоящее время строится автомобиль Volkswagen Polo седан.
Насколько реально найти в подобных проектах единомышленников? Ведь наверняка пытались.
Да и сейчас ищу. Но если первый вопрос человека, желающего заниматься этими проектами, касается зарплаты, нам с ним не по пути. Сейчас единственным настоящим спонсором является компания Motul, а все остальное — товарищеская взаимопомощь. Даже шины DMACK мы продаем не ради прибыли, а лишь для того, чтобы спортсмены могли приобрести бюджетный продукт высокого качества. А к сотрудничеству мы действительно приглашаем всех, независимо от профессии и занимаемой должности. Таких же, как я, «больных». «Больных» автоспортом.
Источник: