Сочи, море, F1:чем интересны гонки «Формулы-1» в России
Стартовали продажи билетов на очередной этап Гран-при России, который в календаре чемпионата мира «Формулы-1» записан на май 2016 года. Расскажем, чем запомнился последний российский этап «Королевских гонок», прошедший в Сочи в середине осени
Второй сезон бывшая всесоюзная здравница принимает вид спорта, о котором в годы развитого социализма писали лишь в рубриках «Их нравы». Это были истории о том, как храбрые парни таскают каштаны из огня для жирующих богатеев. И должно было пройти немало времени для того, чтобы «Формула-1» сколь-либо органично смогла вписаться в нашу действительность. Но все случилось быстрее, чем можно было предположить.
СОЧИ. ОКТЯБРЬ
Бархатный сезон в Сочи подошел к концу. Редкие смельчаки еще барахтаются в волнах Черного моря, но по утрам уже прохладно, да и прогноз метеослужб не радует: вторая половина октября обещала быть дождливой. Тем не менее, жизнь в Сочи кипит: аэропорт Адлера принимает переполненные рейсы, в кафе и ресторанах многолюдно. Но если раньше курортный сезон на Черноморском побережье Кавказа сходил на нет постепенно, то вот уже второй год подряд появился четко очерченный рубеж: до и после. И этой пограничной датой стал Гран-при России. Уже на следующий день после сочинского этапа гонок «Формулы-1» в аэропорту будет паломничество отъезжающих, а отели загодя вывесили баннеры, обещающие уже со следующего после Гран-при дня 70-процентные скидки на номера любой степени комфорта. В Сочи наступает мертвый сезон. Но это завтра, а пока здесь бурлит жизнь, и на автодроме Сочи просто аншлаг. И это несмотря на отнюдь не бюджетные цены на билеты. А ведь помнится, год назад переполненные трибуны на первом в истории Гран-при России многие объясняли новизной зрелища, предрекая падение интереса к «Формуле-1» уже на следующий год. Но этого не случилось. Даже в дождливые дни свободной практики на трибунах автодрома зябко кутались в пледы поклонники «королевских гонок».
Гран-при России всего второй год, а картина уже привычная
СПОНСОРЫ
Вложить, чтобы получить. Казалось бы, ситуация со спонсорством в области спорта прозрачна и понятна. Вопрос в том, куда вкладывать. Сегодня «Формула-1» по популярности и телевизионной аудитории вполне сопоставима с футболом. В то же время, благодаря тому же телевидению, у потенциальных спонсоров сегодня весьма широкий спектр возможностей для вложения денег. И все же «Формула-1» уже давно является весьма выгодным объектом для спонсорства. Во многом это происходит благодаря той политике, которую проводит Берни Экклстоун, возглавляющий Formula One Administration. Еще в конце 1970-х, когда Берни взял под контроль чемпионат мира в «Формуле-1» (включая организацию телевизионных трансляций), он был твердо уверен, что финансовый успех предприятия возможен лишь в том случае, если миру будет предложено настоящее шоу. Вся сложность состояла в том, что и прошлая, и нынешняя «Формула-1» должна была иметь выверенный баланс между тем самым шоу и регулярно меняющимся техническим и спортивным регламентами. Тот баланс, который был бы привлекательным и для спонсоров, и для команд, и для чемпионата в целом. В значимости непрофильной спонсорской поддержки гоночных команд Экклстоун убедился, и взял это решение на заметку еще в 1968 году, когда на бортах гоночных автомобилей Lotus Колина Чепмена появилась реклама компании Imperial Tobacco. С тех пор борта болидов украшает не только и не столько реклама топлива, шин и смазочных материалов. И потенциальные потребители рекламируемых товаров на подсознательном уровне проводят аналогии: вкладывать деньги в «Формулу-1» способны лишь компании, в финансовом плане крепко стоящие на ногах.
Очарование наших Grid Girls отмечали все участники и Гран-при, и гонок поддержки
В ПАДДОКЕ
Вот паддоком-то Гран-при России и был весьма интересен. Нет, не самим «пространством за боксами команд», а тем, что там происходило. На тот момент главной темой дискуссий стала проблема с двигателями автомобилей Infiniti Red Bull Racing, низкие кондиции и ненадежность которых, по словам руководства команды, негативно сказывалась на конкурентоспоспособности. В многочисленных интервью глава команды Кристиан Хорнер критиковал качество моторов Renault (которые, к слову, обеспечили команде четыре чемпионских титула) и говорил, что подобная ситуация абсолютно не устраивает владельца команды Дитера Матешица. А посему, если Infiniti Red Bull Racing не получит в следующем сезоне конкурентоспособных моторов (читай, моторов Mercedes или Ferrari), то этот факт просто вынудит команду покинуть «Формулу-1». При этом и в Mercedes, и в Ferrari только разводили руками, говоря о том, что сотрудничество с сильной командой-конкурентом они как-то не планировали. Причем, в Ferrari уточняли, что готовы рассмотреть вопрос о поставке моторов, но… в прошлогодней спецификации. Разумеется, третейским судьей ситуации был избран Берни Экклстоун. И Берни, как всегда, был на высоте. Прокомментировать ситуацию вокруг двигателей? Может ли он чем-то помочь в этом вопросе? «Не могу ни первого, ни второго. Я не делаю моторы…». Есть ли беспокойство от того, что Red Bull может уйти из «Формулы-1»? «Нет, так как я ничего об этом не знаю. Я беспокоюсь только тогда, когда для этого есть основания. Но я не думаю, что Red Bull уйдет — Дитер Матешиц в глубине души гонщик». Своеобразным оппонентом «великого и ужасного» Берни стал технический директор Infiniti Red Bull Racing Эдриан Ньюи, говоривший, что Mercedes и Ferrari просто боятся поставлять моторы грозному сопернику, а отношения с Renault окончательно зашли в тупик. Но самое главное состоит в том, что характеристики силовых установок должны быть четко определены техническим регламентом. Только так можно исключить неравенство. Берни и здесь был невозмутим: «Думаю, нынешний технический регламент потерпел неудачу еще до того момента, когда вступил в силу. Возможно, решить проблему мог бы независимый поставщик моторов».
НА ТРАССЕ
Что можно вспомнить о прошлогоднем Гран-при России? Досрочную победу Mercedes AMG Petronas F1 Team в Кубке конструкторов, победу в гонке Льюиса Хэмилтона, подиум Нико Росберга, прошедшего почти всю дистанцию гонки на одном комплекте шин, и кубок из рук президента Российской Федерации Владимира Путина на подиуме гонки. Пожалуй, и все. А вот нынешний Гран-при России был полон коллизий. Понятно, что все это дела давно минувших дней, но все же. А началось все с не совсем обычной для Сочи погоды, которая не позволила должным образом отстроить машины для гонки в дни дождливых свободных тренировок. А потом была серьезная авария Карлоса Сайнса в последней перед квалификацией свободной практике, которая заставила заговорить о том, так ли уж хороши защитные барьеры TecPro. Машина Сайнса очень глубоко ушла в барьеры, и для эвакуации пилота из кокпита потребовалось много времени. Ситуацию взяли на заметку, но затем в ходе уик-энда барьеры отлично справлялись. Это подтвердили и аварии в GP2, и авария Романа Грожана, произошедшая уже во время Гран-при, когда его Lotus на скорости свыше 300 км/ч вылетел с трассы. К счастью, пилот не пострадал, а средства безопасности трассы отработали на самом высоком уровне. Романа Грожана, вернее, его карьеры, касалась еще одна новость, распространенная накануне гонки в Сочи: со следующего сезона француз будет выступать в составе новой команды Haas F1. А сама гонка на сочинском автодроме была самой что ни на есть боевитой. Правда, победитель ее остался тот же, что и в прошлом году, — Льюис Хэмилтон. Мог бы повторить свой результат и прошлогодний призер Гран-при России Валттери Боттас, но на этот раз коса Валттери нашла на камень соотечественника — Кими Райкконена. После инцидента Кими до финиша сумел добраться, а вот Боттас был вынужден сойти. Виновным в инциденте признали Кими, но буквально через три недели, в Мексике, ситуация повторилась с точностью до наоборот! На этот раз из гонки был выбит Кими, а Валттери взошел на подиум. И наказаний не последовало…
Клэр Уильямс и Ники Лауда (справа). Разговор тоже о моторах?
Это в качестве ремарки. А если вернуться к роли Сочи в итогах сезона-2015, то инцидент между двумя горячими финскими парнями позволил именно здесь Mercedes AMG Petronas F1 Team вновь досрочно завоевать чемпионский титул в Кубке конструкторов. Здесь же, в Сочи, была одержана еще одна досрочная победа — в серии GP2 чемпионом стал Стоффель Вандорн.
В прошлом году, выступая в команде Toro Rosso, Даниил Квят финишинировал на 14-м месте. На этот раз он был пятым
Возле терминала аэропорта Адлер толпа народа, в своей массе напоминающая трибуны автодрома Сочи: футболки с логотипами команд, бейсболки с номерами болидов кумиров… Сочи прощается с «Формулой-1». Прощается меньше чем на год. Нас провожал дождь. Говорят, это хорошая примета.
Уже записной победитель Гран-при России Льюис Хэмилтон…
…и возмутитель спокойствия Кими Райкконен
Даже на пит-лейн бывает трафик. (Перед стартом гонки GP2.)
ИНТЕРВЬЮ С ВАЛТТЕРИ БОТТАСОМ
В 2013-м дела у команды Williams шли, мягко говоря, неважно. Пастор Мальдонадо предпочел покинуть команду, но вы остались. Верили в перспективу?
Это был мой первый сезон в «Формуле-1», и для начала я хотел сам понять, как все складывается. Кроме того, я знал, что впереди серьезные изменения в регламенте — это то, что касается перспектив команды. А самое главное в том, что «Формула-1» — это элитарная серия, и новичкам нужно очень постараться, чтобы серьезно заявить о себе.
Считаете ли вы путь, который прошли до того как попасть в «Формулу-1», оптимальным?
Сейчас очень много гоночных серий, и определить оптимальный путь для того, чтобы прийти в «Формулу-1», очень сложно. Это раньше были только Formula Renault да F 3000. И еще важно оказаться в нужное время в правильном месте. И, конечно же, важны победы в любой из младших серий.
А что касается национальных черт… В чем секрет успехов финнов в автоспорте?
Да, тут есть определенная история. Еще когда я был ребенком, уже замечал успехи своих соотечественников и в ралли, и в «Формуле-1». Особенно радовался победам Мики Хаккинена. Это был мой фаворит. Является ли скорость на гоночных трассах нашей национальной чертой? Думаю, важнее другое. Например, в Финляндии очень хорошо развит детский картинг. И когда мне было восемь лет, я выступал в условиях очень сильной конкуренции. Это помогало мне совершенствоваться.
Многие критически относятся к женщинам-пилотам в «Формуле-1». Как вы оцениваете потенциал Сьюзи Вольф*?
Сложный вопрос. «Формула-1» — очень трудная дисциплина автомобильного спорта. Как тест-пилот Сьюзи проделывает великолепную работу, особенно на симуляторе. Но гонки — совсем другое дело. Тут важны очень многие факторы.
Как вы относитесь к продукции спонсоров команды — Martini и Rexona? Являетесь ли ее потребителем?
Что ж, Rexona очень хороший продукт.
А Martini?
Что касается потребления… Прежде всего, я очень уважаю эту компанию за ее долгую и славную историю в автомобильном спорте.
Источник: