Запрограммированная победа:высокие технологии в «Формуле-1»
Просчитать время прохождения круга, спланировать бюджет гонки и оценить шансы на победу не выезжая на трассу – все это позволяют сделать современные IT-технологии. Расскажем, как компьютеры изменили «Формулу-1»
Я уже предвижу возражения, мол, в «Формуле-1» основой для побед является бюджет. Да, деньги здесь решают многое, но и они не всегда способны решить те проблемы, которые возникают в командах по ходу сезона. В то же время, чем меньше у команды бюджет, тем больше внимания в ней должно уделяться передовым информационным технологиям, позволяющим экономить время (и деньги!) при разработке и совершенствовании автомобиля. «С появлением в «Формуле-1» гибридных силовых установок этот спорт с точки зрения разработок стал значительно дороже, — говорит управляющий директор Lotus F1 Team Томас Майер. — До недавнего времени наши отделы использовали для разработок свои индивидуальные программные инструменты. Но нынешняя «Формула-1» требует постоянного контроля над программой в целом. И нам потребовалось быстро заменить устаревшие системы и автоматизировать ручные процессы. И при этом обеспечить абсолютную прозрачность нашей работы». Свой пост в гоночной команде Томас Майер занял в 2012 году, и тогда же Lotus F1 Team начала сотрудничество с компанией Microsoft, главной целью которого стало повышение эффективности работы команды на всем пути от проектирования до выступлений на этапах чемпионата мира. Здесь опять стоит вспомнить о бюджетах. Если годовой бюджет Mercedes AMG Petronas FOT в этом году составлял 300 млн евро, то бюджет Lotus F1 Team был вдвое меньше. А посему от эффективных новых технологий зависело много. И в первую очередь от внедрения системы управления ресурсами предприятия Microsoft Dynamics AX, системы, позволяющей прозрачно отслеживать деятельность команды от планирования бюджета до его расходной части на каждом из этапов. Здесь учтено буквально все — от затрат на проекты болида (только рабочих чертежей в течение года выпускается более 25 000) до расхода запасных частей на трассах Гран-при. И если раньше в Lotus F1 Team применялось 13 разрозненных систем, то сейчас используются всего 6, причем на единой платформе Dynamics AX. Вот один пример: 70 % деталей болида имеют определенный жизненный цикл, и это учитывается системой при планировании расходов. Таким образом, исключается необходимость досрочного приобретения деталей и «затоваривания» склада на базе команды в английском Энстоуне.
Томас Майер уверен, что сейчас невозможно добиться успеха в «Формуле-1» без современных IT-технологий
Важным пунктом (и серьезной статьей бюджета) гоночной программы являются тесты. И в «Формуле-1», руководство которой держит курс на сокращение тех самых бюджетов, тестовая работа законодательно ограничена. Поэтому в командах вынуждены добиваться эффективности виртуального тестирования. Это касается и продувки модели болида в аэродинамической трубе, время работы в которой также четко регламентировано. В Lotus F1 Team для этой цели используется аналитический сервис Microsoft Azure Stream Analytics. Временные ограничения заставляют инженеров всего за 30 минут получить данные от продувки 45 000 деталей. Система Azure Stream Analytics получает информацию от установленных на модели датчиков, анализирует ее и передает специалистам для производства комплектующих. Параллельно проходят испытания внесенных изменений на гоночном симуляторе, результаты которых сохраняются в базе Microsoft Azure Date Lake. При изменении какого либо параметра автомобиля данные с помощью сервиса Azure Machine Learning заносятся в базу, где происходит сравнение эффективности от использования обновлений. И уже после процесса виртуального тестирования начинается производство деталей. В этой работе система Microsoft Dynamics AX обеспечивает возможность доступа к информации всем инженерам проекта, без деления на рабочие группы.
Венчают процесс тесты на трассе, в ходе которых данные с 250 датчиков, установленных на автомобиле по 200 защищенным каналам передаются в базу данных. Столь большой объем информации позволяет сохранять используемая в Lotus F1 Team гибридная облачная платформа Microsoft Azure. Одновременно с этим сервис Azure Stream Analytics в режиме реального времени анализирует полученные данные и передает их как команде, работающей на трассе, так и на базу в Энстоуне. И здесь важна не только скорость передачи информации, но и безопасность каналов, по которым та самая информация передается. А еще инновационные информационные системы, используемые в командах «Формулы-1» вообще, и в Lotus F1 Team в частности, дают обширные возможности для моделирования ситуаций и прогнозов на конкретную гонку. «Утром перед Гран-при нами уже просчитаны все возможные исходы гонки, на основании чего мы и вырабатываем стратегию, рассказывает Томас Майер. — Здесь есть лишь одна проблема — мы не можем предусмотреть возможность аварий. Но если аварии не происходит, наш прогноз, как правило, сбывается на 100 %».
Источник: