На чем ездил вождь народов Иосиф Виссарионович Сталин!
Цари, вожди, президенты и прочие руководители государств и империй разных мастей всегда предпочитали передвигаться с шиком. Не сильно в этом плане выделялся и вождь СССР, Иосиф Виссарионович Сталин, он же Джугашвили. В этом посте я расскажу вам о тех авто, которые оказались достойными перевозить легендарного вождя мирового пролетариата.
1. Vauxhall
Впервые у Сталина служебный автомобиль появился непосредственно сразу после Октябрьского восстания 1917 года, когда было сформировано первое правительство большевиков, в котором Сталин занял должность Народного Комиссара по делам национальностей. Этот служебный автомобиль наркомнаца в свое время был заказан в Англии и предназначался для матери Николая Второго, Марии Федоровны. Сталин по достоинству оценил шикарный автомобиль с роскошным кузовом от ателье "Хупер", но его тихоходность явно не устраивала будущего отца народов. На Vauxhall стоял 6-цилиндровый двигатель мощностью 30 л.с.
2. Packard Twin Six
Когда в России началась Гражданская война, Сталин, как представитель РВС был откомандирован на Южный фронт, в район Царицына. Тут ему был предложен в качестве служебного автомобиля мощный и огромный "Паккард Твин-Сикс", с 12-цилиндровым двигателем объемом 7 литров, развивавшем немалые для того времени 85 л.с. Сам перевод названия авто говорил сам за себя: Packard Twin Six означает "двойная шестерка". Это была быстроходная машина, способная разгоняться до 130 км/ч. Утверждается, что именно это обстоятельство в сочетании с массивностью автомобиля пришлось по душе Иосифу Виссарионовичу. Вернувшись в Москву, Сталин попросил начальника гаража Совнаркома Степана Гиля, который к тому же был личным водителем Ленина, подыскать для него понравившийся на фронте американский "Паккард". Машину с талисманом на капоте в виде взлетающего пеликана отыскали без особых проблем. Авто для Сталина выделили чекисты. В то время "Паккарды" этой модификации были весьма популярны среди руководства ВЧК. "Сталин обожал носиться по подмосковным дорогам на своем 12-цилиндровом "Паккарде" с откинутым тентом", — вспоминал Гиль.
3. Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost
Вскоре Сталину пришлось сменить автомобиль, он пересел на "Роллс-Ройс 40/50 Сильвер Гоуст" — "Серебряный призрак". Такое решение было принято для всех высших государственных деятелей Советской России, отныне служебные автомобили членов правительства должны были быть однотипными. В СССР, как правило, поставлялись открытые автомобили. Эти надежные, длинные и просторные авто, которые оснащались 48-сильным
6-цилиндровым двигателем объемом 7 литров, отличались отменными характеристиками. С 1922 по 1925 год, в страну было завезено из Англии 73 такие машины. Чешский писатель Гофмейстер в своих воспоминаниях по этому поводу отметил: "Я еще никогда не видел такого скопления "Роллс-Ройсов", которое наблюдал однажды вечером на набережной Москва-реки. Я так и не понял, почему именно "Роллс-Ройсы" нашли путь к сердцу Внешторга и попали в СССР…"
4. Packard Twelve
Тем не менее, Сталину, который с 1922 года стал Генеральным секретарем, не очень нравился "Роллс-Ройс", а потому, уже после кончины Ленина, он издал распоряжение о закупке американских автомобилей, которые ему нравились еще со времен Гражданской войны. После этого распоряжения, а именно с 1925 года, в Советскую Россию массово стали поступать американские автомобили таких марок, как "Бьюик", "Паккард", "Кадиллак" и "Линкольн". Для себя Сталин выбрал самый современный из Паккардов, 8-цилиндровый Packard 533. Автомобиль Сталину не понравился, и уже в 1933 году он уступил место
12-цилиндровому фаэтону Packard Twelve.
Два года спустя американский посол, зная привязанности нового главы СССР, передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта — бронированный лимузин Packard Twelve наиболее свежей, 14-й серии. За все время производства "Паккарда" этой серии ( с 10 сентября 1935 до 3 сентября 1936) только один экземпляр был длиннобазным и с бронезащитой. Именно этот лимузин, почему-то выкрашенный в белый цвет, и был подарен Сталину. Правда, после прибытия в Москву "Паккард Твелв" срочно перекрасили в правительственный, черный цвет. На автомобиле был установлен 12-цилиндровыми мотор объемом 8,2 литра, который обладал мощностью в 155 л.с. При солидной массе в 6 тонн (вес каждой двери составлял 350 кг), лимузин мог разогнаться до 130 км/ч.
Некоторые современники вождя утверждают, что Сталину этот лимузин очень пришелся по душе, прежде всего, за счет своей быстроходности. Именно на этом автомобиле, Сталин совершил многие путешествия, на ней он был на конференциях стран антигитлеровской коалиции, которые проходили в Ялте, Тегеране и Потсдаме, а также лично смотрел из ее окон на поверженный в 1945 году Берлин.
Сверху вниз: серийный "Паккард Твелв"; Длиннобазный "Паккард" главы СССР.
Первые попытки сделать "свое".
Имеются сведения, что сам Сталин не единожды говорил о том, что использование советской элитой машин зарубежного производства является плохим примером для жителей страны и подрывает престиж рабоче-крестьянского государства. Очевидно, именно по причине такого мнения вождя, в начале 30-х годов руководство страны Советов и приняло СССР решение о начале разработки и создания отечественных машин, предназначенных для обслуживания высших персон государства. Задача ставилась таким образом, чтобы отечественные лимузины ни в чем не уступали моделям зарубежного производства.
Первым таким опытом, который, к слову, следует признать не самым удачным, был "Ленинград-1" (Л-1) выпущенный в 1933 году на ленинградском заводе "Красный Путиловец". Этот автомобиль имел 8-цилиндровый мотор мощностью в 105 лошадиных сил. Прототипом советского лимузина являлся Buick-30-90. Таких машин было собрано всего шесть, но ни одной из них не суждено было стать серийным вариантом, а потому и выпуск представительских лимузинов был перепоручен столичному заводу ЗИС.
Новые опытные образцы отечественных машин представительского класса, появились уже весной 1936 года. Эти семиместные автомобили получили название ЗИС-101, а их прототипом снова был выбран "Бьюик". Для отечественного автопрома ЗИС-101 стал настоящим прорывом в мир современных технологий автомобилестроения. На нем впервые были использованы опускающаяся за креслом водителя, перегородка, в машине имелся радиоприёмник и отопитель салона, система охлаждения оснащалась термостатом. Вскоре началось и серийное производство советских лимузинов, за время с 1937 по 1941 год, произвели всего 8752 экземпляров, причем эти автомобили неоднократно модифицировались. Однако Сталин по-прежнему, использовал бронированный "Паккард", а модель ЗИС-101 стала основной служебной машиной для партийно-советской элиты среднего звена. После начала Великой Отечественной войны, ЗИС-101 перестал выпускаться.
5. ЗИС-115
В 1942 году перед заводом ЗИС вновь была поставлена задача разработки представительского автомобиля. В это время завод находился в эвакуации и осуществлял сборку машин для нужд фронта на Урале. Учитывая давнюю симпатию Сталина к "Паккардам", прототипом нового отечественного лимузина стала именно эта марка, а именно — модель
1941 года "Packard 180". К 1944 году разработка была в основном завершена, и был создан образец нового автомобиля. Этот лимузин получил название "ЗИС-110". Он оснащался
140-сильным 8-цилиндровым двигателем объемом 6 литров. В августе 1945 года он прошел первые ходовые испытания и встал на конвейер.
Генсеку полагалась спецверсия этой машины — ЗИС-115. На тот момент созданный советскими специалистами шестиместный автомобиль скрытого бронирования был самым защищённым и безопасным лимузином главы государства. С 1947 года Сталин начал использовать эту
162-сильную модель массой около 5 тонн как основной служебный автомобиль, но от полюбившегося Паккарда не отказывался до самой смерти.
А где же в автомобиле сидел сам вождь(?)
Вполне закономерен вопрос, где обычно сидел Сталин в автомобиле. В первые годы существования СССР было вполне естественным, когда высокопоставленный пассажир садился в автомобиле рядом с водителем. Так поступал и Сталин. Позднее, когда стали использоваться бронированные автомобили, вождь стал постоянно менять место посадки в машину. Возможно на это решение повлияла его боязнь покушения. Известно, что Сталин мог разместиться в машине и на страпонтене — откидном кресле, об этом имеются даже любопытные воспоминания Жукова, который довольно часто ездил вместе со Сталиным. Маршал так описывает ситуацию:
"Сталин указал мне, чтобы я сел на заднее место. Я удивился. Ехали так: впереди начальник личной охраны Власик, за ним — Сталин, за
Сталиным — я. Я спросил потом Власика: "Почему он меня туда посадил?". Власик ответил:
"А это он всегда так, так как если будут спереди стрелять — в меня попадут, а если сзади — в вас".
Понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!!!
Источник: