АКХ-60: Ненастоящий Венгр, или брат его меньший
Эта самодельная машина, прозванная "нано-Икарусом", никого не оставляет равнодушным: уж очень хорошо привычный облик "Икаруса" за авторством Ласло Финты лёг на компактный микроавтобус. И нет, это не эксперимент завода-изготовителя: эта машина обязана своим появлением лишь любви одного старого водителя автобуса к венгерской марке.
В советские годы легковой автомобиль был скорее роскошью, чем утилитарным средством передвижения. Отечественные автопроизводители поначалу были недостаточно продуктивны, чтобы насытить спрос, а нарастив мощности они перестали поспевать за спросом на экспортных рынках. Очереди на легковые автомобили тянулись годами, а цены на вторичном рынке многократно превышали отпускные цены на новые автомобили.
Выход из этой ситуации в советской стране был придуман гениальный: если человек очень хочет автомобиль, то он может сделать его своими руками! Так зародилось массовое движение самодельщиков «Самавто», поддерживаемое советскими газетами, журналами и телевидением. «Самавто» породило несметное множество оригинальных и удивительных конструкций – начиная от убогих тележек на базе мотоколясок, и заканчивая знаменитыми «Панголиной», «Юной» и «Лаурой».
Сзади АКХ-60 уже не так похож на »настоящий» Икарус
"Мини-Икарус", или самодельный автомобиль АКХ-60, построен жителем Нальчика, Качазумом Хачатуровичем Алхазовым. Качазум Хачатурович три десятка лет отдал работе водителем на "Икарусах", и очень полюбил венгерские автобусы — до такой степени, что захотел свой собственный "Икарус", для своей большой семьи.
Но в СССР частникам запрещалось владеть грузовиками и автобусами. Да что уж там — даже легковые универсалы распределялись в первую очередь на экспорт и организациям, оставаясь труднодоступным дефицитом для обычных граждан. Поэтому в 60 лет, выйдя на пенсию, Качазум Хачатурович заскучал, и принялся за постройку "Икаруса" своими собственными силами.
Облетевшая интернет десятки раз фотография — я рядом с АКХ-60. Снято после привоза машины в Москву. Рост на тот момент — примерно 185 см
Первый вопрос, который звучит от каждого, кто видит эту машину — "на чьей она базе?". Ответ на него не уложить в два слова: это вовсе не реконструированный РАФ, УАЗ или "Волга". В принципе "шасси" у АКХ-60, в традиционном понимании этого слова, нет. Микроавтобус выполнен с несущим каркасно-панельным кузовом, то есть не имеет рамы, а агрегаты размещены на прочном несущем основании — ферме, неотъемлимой части кузова. Сами агрегаты же — что называется, "сборная солянка" от самых разных советских автомобилей, автобусов и даже тракторов.
Работы по постройке автомобиля, начиная от закладки и до легализации машины в ГАИ заняли пять лет — с 1986 по 1991 год. В постройке "мини-Икаруса" значительно помогло прежнее место работы автора — ныне несуществующая нальчикская Автоколонна 1438. Ряд элементов машины, например, полностью оригинальное остекление, изготовлен именно на её производственной базе.
Все стёкла у мини-Икаруса из Нальчика — свои
Салон "нано-Икаруса" оснащён восемью пассажирскими креслами, позаимствованными у РАФ-2203. Пространство внутри подразумевает установку ещё нескольких кресел, но никто в здравом и нездравом уме не легализовал бы "самоделку" категории D — поэтому оставшееся свободное пространство в салоне отдано багажу, а под полом заднего свеса разместили топливный бак
Салон Мини-Икаруса с кофром моторного отсека по центру
Компоновка микроавтобуса, подобно "взрослому" Икарусу-260 — среднемоторная. Двигатель с коробкой передач расположены между осями. Мотор от "24-й" Волги скрывается под кофром, расположенным по центру пассажирского салона.
Рядная бензиновая »четвёрка» от ГАЗ-24. Советский ассортимент моторов не баловал разнообразием — это был »максимальный» доступный для »самоделки» мотор
Коробка передач и другие узлы трансмиссии – тоже от “Волги”, но с рядом авторских доработок. Например, кулиса и рычаги – позаимствованы у заднемоторного “Запорожца” семейства 968, а сцепление – у “Буханки” УАЗ-452.
Салон с открытым кофром мотоотсека
Кофр, конечно, мешает ходить по салону — зато обслуживание и ремонт можно проводить в тепле и под крышей. Да и такая компоновка была вовсе не авторским замыслом, а вынужденным решением. Первоначально автор планировал разместить двигатель в заднем свесе, но такую конструкцию "зарубила" бы специальная комиссия, дававшая "зелёный свет" самоделкам в ГАИ.
Видна горловина топливного бака, скрывающегося в заднем свесе
В кабине водителя — простенько, но, что удивительно, удобнее чем в РАФе — там передачи приходится переключать где-то за спиной, как в ГАЗ-66. Здесь же рычаг КПП находится под рукой — но видно, что место водителя "утрамбовано" в скромные габариты машины. Комбинация приборов — от ПАЗ-672, руль — от "24-й" Волги, вместо "бардачка" — корзина "для использованных билетов" из ЛиАЗ-677, а кран стояночного тормоза позаимствован у "взрослого" Икаруса.
Место водителя АКХ-60
Отдельная водительская дверь у АКХ-60, как и у большого «Икаруса» не предусмотрена. Во всём микроавтобусе есть лишь одна дверь, ведущая в салон – достаточно узкая и с двумя ступенями. Часть проёма входной двери «съедает» арка колеса – поэтому в самом низу дверь и ступени заужены. В корме ничего не открывается: задумано, что крупный багаж загружается в машину через салон, а мелкий – можно разместить в «подпольных» отсеках, запирающихся на специальный ключ, как у больших автобусов.
Входная дверь изнутри
Сдвижных форточек для естественной вентиляции салона всего две, по одной на борт – одна у водителя, а вторая, справа – сразу за входной дверью. Люков в крыше тоже нет. Из неудобств можно отметить разве что катастрофически низкий потолок: из-за того, что уровень пола поднят до двух ступеней, ходить по салону приходится, сильно пригнувшись. Впрочем, эта же проблема актуальна и для обоих поколений «РАФов», и для «буханки» УАЗ-452/2206 — то есть для всех советских микроавтобусов.
Заглянем "под брюхо" машины — здесь всё ещё интереснее. Передняя ось АКХ-60 позаимствована у заднеприводной "буханки" УАЗ-451. Такие машины небольшими партиями выпускали параллельно с полноприводными УАЗ-452 вплоть до начала восьмидесятых. Модель 451 сняли с производства в 1982 году ради расширения производства "452-х", да и большими тиражами никогда не производили — так что они были редкостью даже тогда, когда шло их серийное производство.
Передняя неведущая балка от УАЗ-451
Интереснее, что переднюю подвеску автор машины сделал пневматической — как у настоящего большого Икаруса. Правда, происхождение пневмоподушек, значительно сдавших с годами формой и духом, новые хозяева до сих пор не смогли установить…
Пневмоподушка передней подвески
В свою очередь задняя ведущая ось у самодельного микроавтобуса — от ГАЗ-21 "Волга", скомбинированная с чулками и картером от УАЗа. Реактивные тяги и втулки — самодельные, с применением тракторных компонентов.
Задняя ведущая ось — комбинация элементов от ГАЗ-21, УАЗа и трактора
Последнее, о чём следует рассказать, описывая машину — это об авторской символике. Подкова — символ города Нальчика; на языке ряда местных народов слово "Нальчик" как раз и означает "подкова", и подкова же изображена на гербе города.
Подкова — символ Нальчика
На радиаторной решётке шрифтом, подобным настоящим Икарусам, воспроизведены надписи "АС-1" (Автомобиль Самодельный Первый) и "АКХ-60" (Алхазов Качазум Хачатурович, 60 лет — его возраст на момент закладки автомобиля).
Самодельная машина больше 25 лет прослужила большой семье Качазума Хачатуровича: он вместе с братом Альбертом бережно эксплуатировал её в Нальчике, а позже подарил микроавтобус родственникам, в город Прохладный. Там, без присмотра автора, машина сломалась и встала на прикол — и вскоре появилась в продаже. В одно из её появлений на авито, когда цена стала неприлично низкой, я дал знать об этом одному московскому олигарху, собиравшему в ту пору коллекцию советских автобусов и самодельных автомобилей — и весной 2016 года машина переехала в Москву.
Мини-Икарус и обычный Мерседес ML
Но на московской земле дела у машины не наладились: олигарх так и не взялся за её ремонт, а вскоре полностью распродал свою коллекцию. Опять же, при моём активном содействии, машина уехала в Санкт-Петербург — к ребятам из RetroBus, Владимиру и Екатерине. Уже в северной столице "нано-Икарус" попал в по-настоящему добрые руки, и снова научился ездить после многолетнего простоя — в этом ребятам помог сотрудник музея ПАТ, Леонид kulibin-76. После ремонта эта машина изредка возит экскурсии под флагом RetroBus, и начала выходить "в люди": публичная премьера АКХ-60 в Питере состоялась на прошлогодней "Фортуне", а в этом году "мини-Икарус" набрался новых сил, и даже поучаствовал в параде ретро-транспорта.
Май 2018, Нано-Икарус выезжает на парад!
В планах новых хозяев — научить эту машину стабильно ездить, доработать конструкцию, и уже позже, по мере накопления ресурсов, привести её в глянцевый выставочный вид. Впрочем, даже с застарелыми шрамами "младший брат" мил и прекрасен)
Настоящий и Ненастоящий Венгры — АКХ-60 и Ikarus-260.50. По техпаспорту оба построены в 1991 году))
А автор самодельной машины, несмотря на почтенный возраст (ему уже 92 года), продолжает заниматься старыми автомобилями в Нальчике. Уже с помощью молодых помощников и товарищей он восстанавливает легковые автомобили из своего прошлого — "Победы" и "Волги". Пожелаем же ему крепкого здоровья и кавказского долголетия!
Мини-Икарус у маяка на территории форта »Великий Князь Константин», Кронштадт. 2017 год
И на этом на сегодня — всё. До встречи на следующей остановке! (=
Источник: