«Гелик» на военной службе — от баварских лесов до израильской пустыни и австралийских джунглей
"Гламурный уазик" успел не только отметиться на военной службе, но и породить массу клонов по всему миру.
Mercedes-Benz G-класс, он же G-Wagen, — серия полноразмерных внедорожников, которые производятся в Австрии компанией Magna Steyr, и продаются под маркой Mercedes-Benz. Выпускается с 1979 года по настоящее время. За 40 лет автомобиль претерпел множество обновлений, оставшись в основе своей неизменным, и стал ветераном производства Mercedes-Benz.
Из трех сотен тысяч выпущенных внедорожников многие попали на военную службу в качестве транспортных средств повышенной проходимости. Более того, на базе G-Wagen разработано множество легких боевых и военно-транспортных машин, созданных с учетом особых условий проведения специальных операций в разных странах мира.
Тысячи G-Wagen более 70 военных модификаций в разное время находились на вооружении армий 34 стран, включая Австралию, Канаду, Данию, Германию и Норвегию, Болгарию, Канаду, Египет, Финляндию, Венгрию, Индонезию, Малайзию, Нидерланды.
Так, вооруженные силы Австралии закупили G-Wagеn с колесной формулой 4×4 и 6×6 в рамках программы модернизации наземных транспортных средств под названием Land 121, и поставили на вооружение в качестве транспортных средств сил дальней разведки.
Вооруженные силы Германии с 2007 года эксплуатируют модификацию G-Wagen под названием Enok 5.4. Это самая легкая единица в современной системе германской бронированной техники. Первоначально автомобиль для непосредственного участия в боевых действиях предназначен не был и поступил в распоряжение армии еще в 1990-е как многоцелевое транспортное средство под названием Wolf. После модификации в первой половине 2000-х получил новое название и был переквалифицирован в легкий бронированный патрульный автомобиль (LAPV). Сейчас на вооружении находится три версии бронемашины — пикап с закрытым фургоном, просто пикап и санитарный автомобиль.
Enok 5.4 разработан и выпускается германской компанией ACS. Бронированный кузов автомобиля обеспечивает хорошую защиту от мин и самодельных взрывных устройств. Фактический вес автомобиля, составляющий 5,4 тонны, намного превышает разрешенную массу для шасси автомобиля, послужившего его основой, что привело к значительным изменениям в конструкции в сравнении с гражданской версией G-Wagen. На шасси Enok устанавливается шестицилиндровый V-образныы дизельный двигатель OM642 мощностью 184 л.с., позволяющие автомобилю перевозить до 930 кг груза с максимальной скоростью до 95 км/ч. Благодаря небольшому для боевой машины весу Enok допускается перевозить в военно-транспортных самолетах A-400M при осуществлении десантных операций.
В недавнем прошлом Enok был обновлен и получил дополнительную броню, увеличившую массу автомобиля до 6,1 тонны. Грузоподъемность автомобиля после модификации увеличилась жо 1,3 тонны. Для повышения тактических качеств боевой машины шасси после апдейта комплектуется регулируемой по высоте подвеской и модернизированными мостами, благодаря чему значительно вырос дорожный. Еще один более тяжелый вариант находится в разработке. Его вес составит 7 тонн. Также ожидается, что в армию поступит G 300 CDI с колесной формулой 6х6, который был представлен в сентябре 2018 года на военной выставке DVD в Великобритании.
Для удовлетворения потребностей воздушно-десантных войск и спецназа Mercedes-Benz разработал легкую универсальную многоцелевую платформу на базе G-класса. В MRV используется трубчатая рама, формирующая легкую и маневренную вездеходную платформу, которая может перевозить до 3 тонн полезного груза на дорогах и вне дорог с максимальной скоростью до 120 км/ч. Запас автономного хода платформы составляет 800 километров благодаря большому топливному баку и низкому расходу топлива. Дорожный просвет 412 мм обеспечивает оптимальную мобильность и устойчивость на бездорожье и позволяет преодолевать водные преграды глубиной до 1 метра. Трубчатая рама снабжена креплениями для погрузочных строп, что позволяет перемещать транспортное средство вертолетом типа Chinook, CH-53 и CH-47.
Помимо германского спецназа транспортные средства на основе G-класса используют подразделения особого назначения армий других стран. Так, голландская армия заключила контракт на поставку более 500 воздушно-десантных машин (AASLT) на основе G-Wagen. Специально для голландских десантников создана уникальная, легкая платформа, на основе которой строятся штурмовые автомобили, военно-транспортные и санитарные модификации. Они заменят старые вездеходы, также построенные на основе G-Wagon, которые эксплуатировались в течение 20 лет и были рассчитаны на перевозку 5 солдат или 1,2 тонны оборудования, а также на транспортировку вертолетом CH-47.
На выставке Eurosatory 2018 израильская компания Plasan, специализирующаяся на производстве бронированных автомобилей, представил Hyrax — легкое, высокоэффективное бронированное транспортное средство на шасси нового Mercedes-Benz G300 CDI, представленного в 2017 году.
MB G300 CDI оснащен дизельным двигателем, развивающим 183 лошадиные силы и соответсвующим стандарту Euro-3, работающим в паре с пятиступенчатой автоматической коробкой передач, обеспечивающей крутящий момент 400 Нм. Соотношение мощности и веса Hyrax — 38 л.с./т, что позволяет обеспечить хорошую маневренность, ускорение и эффективное торможение. Эти аспекты важны не только при переброске войск по автомагистралям, но также и при движении по горным грунтовым дорогам с учетом веса брони и полной боевой нагрузкой. При весе 4 800 кг Hyrax способен перевозить до 810 кг полезного груза и рассчитан на перевозку самолетами C-130.
вот этот зверек и дал имя автомобилю
В полноприводной трансмиссии предусмотрена блокировка центрального дифференциала, а также блокировки переднего и заднего мостов с электрическим приводом. При колесной базе 2850 мм и с дорожным просветом 245 мм Hyrax может преодолеть вертикальную стенку высотой до 400 мм, переехать траншею шириной до 600 мм и преодолеть брод глубиной до 600 мм. Он способен двигаться по склону до 80% и преодолевать по диагонали склоны до 54%. Несмотря на военное назначение, в Hyrax сохранены многие опции и средства активной и пассивной безопасности, входящие в оснащение гражданских автомобилей G-класса, включая гидроусилитель руля, ABS, ESP, BAS, EBD и подушки безопасности для переднего ряда.
Основное преимущество Hyrax в унификации шасси с гражданскими версиями. Это стало возможным благодаря относительно низкой массе в сравнении с другими военными модификациями. Удобство в том, что автомобиль сохраняет высокую динамику и управляемость. Кроме того, Hyrax создан совместно с производителем гражданских версий, в результате чего на него в полном объеме распространяется стандартная гарантия, включая техобслуживание у официальных дилеров.
Секрет небольшоий массы Hyrax в прогрессивной системе бронирования, разработанной Plasan. Это модульная конструкция и усовершенствованной облегченной брони, обеспечивающей защиту от стрелкового оружия, осколков и бронебойных снарядов по стандартам EN1522 B6, B7 и STANAG 4569 1 уровня. При необходимости бронезащита может быть модернизирована до уровня B7 и STANAG 2 уровня. Броня изготовлена из композитных материалов, в том числе, широкое прозрачное лобовое стекло и полное боковое остекление.
Просторная защищенная кабина может быть выполнена с двумя или четырьмя дверями и несколькими конфигурациями посадочных мест. На крыше бронированной капсулы предусмотрено защищенное место для стрелка или RWS с дистанционным управлением, включающей легкий или тяжелый пулемет и оптику. Эта система позволяют экипажу отслеживать и поражать стационарные и движущиеся цели, находясь внутри защищенной капсулы. Hyrax недавно прошел эксплуатационные и дорожные испытания в Армии обороны Израиля (IDF) и был принят на вооружение. Новый автомобиль станет заменой для патрульных машин David, построенных на модифицированном шасси Land Rover Defender 110.
Источник: