Гран-при Абу-Даби: последняя гонка
Финал десятого Гран-при Абу-Даби был ровно таким, каким хотелось бы видеть все — или почти все гонки: войны на трассе и теплые отношения вне ее. Пончики перед Главной трибуной, дружеские объятия некогда заклятых врагов и интервью на весь мир, в которых и чемпион, и вице-чемпион, и бывший чемпион были совершенно искренни. Это было очень трогательно. Тем более что видеть такое мы будем очень редко: в лучшем случае раз в год. Это спорт, где каждый за себя.
Финальная гонка 2018 года стала последней для очень многих. В Формуле 1 завершили свой сезон Сергей Сироткин, Фернандо Алонсо, Эстебан Окон, Маркус Эрикссон, Стоффель Вандорн, наверняка — Брендон Хартли. Кто-то из них уже знает свое будущее — например, Стоффель Вандорн переходит в Формулу Е, Маркус Эрикссон — в «Индикар», Фернандо Алонсо продолжит выступление в том числе в чемпионате мира по эндурансу, Окон останется резервным пилотом в команде Mercedes. Планы Сергея Сироткина и Брендона Хартли будут объявлены в ближайшее время. Скорее всего, они станут соперниками Алонсо по серии WEC.
В другие команды перешли Даниэль Риккардо (который будет теперь выступать вместе с Нико Хюлькенбергом за Renault), Карлос Сайнс (его напарником по McLaren станет Ландо Норрис), Пьер Гасли (посмотрим, как он уживется в Red Bull с Максом Ферстаппеном — будет либо очень весело, либо очень грустно), не менее интересным может оказаться партнерство Лэнса Стролла (который, кстати, еще не подтвержден официально) и Серхио Переса в Force India. Многие надеются, что Шарль Леклер сможет переиграть Себастьяна Феттеля в Ferrari даже в свой первый сезон, а Кими Райкконен продемонстрирует свое мастерство в Sauber и даст мастер-класс Антонио Джовинации. Полностью новый состав пилотов придет в Williams — Джордж Рассел, который в эти выходные стал чемпионом Formula 2, и Роберт Кубица. И только в Mercedes и Haas все останется как было.
Джордж Рассел после победы в чемпионате
К сожалению, уход Сергея в конце этого сезона — не последнее грустное событие для наших болельщиков. Еще один российский гонщик, отличный пилот, знаменитый своими невероятными обгонами и вытаскивавший заведомо провальные гонки, также покидает свою серию, и о его будущем пока ничего не известно. Это Артем Маркелов, завершающий карьеру в Formula 2. В субботу Артем показал красивейшую гонку и финишировал вторым, но в воскресенье повторить успех не удалось: только седьмое место. А это значит, что в общем зачете по итогам сезона он лишь пятый. Но помимо того, что с Формулой 2 прощается Артем, в Абу-Даби состоялась и последняя гонка для команды Russian Time. Со следующего года у нее будут новые владельцы и новое имя. И я не удивлюсь, если тоже русские.
Команда Russian Time
Кстати, о русских: вторая часть сезона оказалась невероятно удачной для Никиты Мазепина, выступающего в серии GP3. В Абу-Даби он боролся за чемпионский титул, в субботу получил на самом деле несправедливый штраф в десять секунд за срезку (за что в Ф1, например, Алонсо получил пять секунд при прочих равных) и занял только второе место на подиуме, что автоматически сделало его вице-чемпионом.
«После первой гонки в Абу-Даби мой чемпионат решился, я стал вице-чемпионом серии, — написал Никита в соцсетях. — После вчерашнего поула я был уверен, что могу достичь большего, но из-за решения судей в гонке позиция на финише не позволила бороться дальше. С решением судей я не согласен (преимущества получено не было), но после гонки ничего не обсуждают. Мой уикенд еще не закончен, я жду завтрашнюю гонку».
В воскресенье Никита провел блестящую гонку и выиграл, но это уже не повлияло на судьбу чемпионата. Так что было бы неудивительно увидеть его в следующем году в Формуле 2.
Что касается самой GP3, то со следующего года серия будет называться Formula 3, и это будет не формальное изменение названия, а слияние двух серий — GP3 и европейской Формулы 3. 22 ноября в паддоке трассы «Яс Марина» была представлена новая машина серии, сконструированная с системой защиты Halo. Следует сказать, что в них по-прежнему будут использованы атмосферные двигатели (объемом 3,4 литра), в отличие от старших формульных серий, где используются турбонагнетатели. Однако из-за воздушного рестриктора мощность машин немного сократилась — с 400 до 380 л.с. Скоро мы сможем увидеть и новые машины Формулы 1, а 18 февраля 2019 года состоятся и первые тесты. Ждать осталось недолго.
Новая машина Formula 3
К счастью, несмотря на уход Сироткина, в следующем году в Формуле 1 все же будет российский пилот. Даниил Квят возвращается в команду Toro Rosso, и мы очень надеемся, что сезон с Ferrari стал для него хорошим тренингом и опытом. Однако до сих пор не известно, кто же окажется его напарником по команде, ждем объявления в ближайшее время.
В последней гонке Ф1 сезона 2018 многие надеялись на альтернативный результат на финише: Ferrari были быстры, Макс Ферстаппен настойчив, Риккардо проводил последнюю гонку в составе «Быков», а Валттери Боттасу было уже нечего терять, кроме своих цепей (простите, если кто не понял метафору). Но выиграл все равно Льюис Хэмилтон.
Только ленивый не прокомментировал неудачный сезон финского гонщика в Mercedes: ни одной победы, в отличие от 2017 года, где он трижды поднимался на первое место подиума. Положа руку на сердце, одна победа у Валттери все же была — в Сочи, которую беззастенчиво (и по большому счету без необходимости) передали Льюису Хэмилтону. И такое впечатление, что после российского Гран-при у Боттаса все окончательно разладилось. Не лучшие квалификации, не всегда удачные старты и, как правило, — безрадостные гонки. Сам ли он виноват в этом — возможно, но даже в этой ситуации остается ему только посочувствовать. У него, конечно, есть еще год, чтобы все исправить, но уже сейчас Тото Вольфф говорит, что готовит кресло для Эстебана Окона, а с задних рядов того и гляди начнет поджимать Джордж Рассел.
Следующий сезон может оказаться весьма интересным. Шарль Леклер в Ferrari уже давно готов показать, на что он способен, а Джордж Рассел, повторивший его успех сначала с чемпионством в GP3, а затем в Formula 2, явно не захочет задерживаться в малорезультативной команде. Ну а в том, что Williams в следующем году не сможет показать высоких результатов, сомневаться не приходится: еще меньшая прижимная сила за счет новых обвесов у машин, которые и так хромали в этой области, вряд ли сможет позитивно сказаться на борьбе за позиции.
В своем финальном интервью в Абу-Даби Себастьян Феттель, который финишировал вторым, сообщил, что Ferrari вновь надеются соперничать с Mercedes за титул, и мы рассчитываем, что так оно и будет — включая Red Bull. Но на трассе «Яс Марина» оказать сопротивление пятикратному Феттель не смог, как не получилось это и у остальных возможных претендентов на победу. Макс Ферстаппен в буквальном смысле слова «потерял» старт из-за двигателя, перешедшего в безопасный режим из-за перегрева, и откатился на несколько позиций назад, но при этом все же финишировал на подиуме; Риккардо не хватило скорости даже на свежих шинах, а Кими Райкконен сошел на седьмом круге из-за отказа электрики.
На последнем этапе вообще произошло много проблем с двигателями сравнительно с предыдущими Гран-при: Эриксон, Окон и Гасли — все трое тоже сошли по этой причине. Такое впечатление, что моторы чуть-чуть не «дотерпели» до конца сезона: а ведь силовые установки Ferrari и Mercedes фактически выдержали заданные условия по выносливости как у основных, так и у клиентских команд, а вот Renault и Honda явно придется поработать над этим аспектом.
Но Renault молодцы: хоть и заводская команда, но не так давно вернувшаяся в Formula 1, они наверстывают упущенное быстрым темпом и стали в этом сезоне «лучшими среди прочих» с хорошим отрывом в 29 очков от Haas. В 2017-м они занимали лишь шестое место в командном зачете, уступая Force India и Williams. А сейчас в финальной гонке благодаря удачной стратегии с очень поздним пит-стопом на 38-м круге и умению Карлоса Сайнса работать с шинами (он стартовал на Ultrasoft), они финишировали шестыми, правда, только одной машиной — после головокружительного кульбита Нико Хюлькенберга.
Что еще было интересного в Абу-Даби?
Перед стартом гонки Льюис Хэмилтон с комментарием «Ты лучше выиграй, бро» выложил в своем твиттере видео, как он сидит, связанный, на стуле, а американский киноактер Уилл Смит («Люди в черном») в точно таком же гоночном комбинезоне говорит ему: «Ты черный, я черный, все равно никто не поймет!».
Уилл Смит, кстати, давал как старт, так и финиш гонки в Абу-Даби.
В «Яс Марине» во время Гран-при пошел дождь, да. Явление чрезвычайное и тем самым запоминающееся. Но дождь ничего не изменил: асфальт высыхал моментально, слики на промежуточную резину никто не менял, DRS по-прежнему было разрешено использовать.
В этот уикенд руководство Формулы 1 и FIA объявили о том, что они продолжают сотрудничество с Pirelli, и подписали контракт на сезоны 2020-2023 годов. Так что и 18-дюймовые шины на сезон 2021 года также будут производиться этой итальянской компанией.
На трассе «Яс Марина» Pirelli определили износ шин на трассе как 2/5 и «держак» в тот же коэффициент, и привезли в Абу-Даби самые мягкие из возможных составов — суперсофт, ультрасофт и гиперсофт.
Еще во время квалификации большая часть пилотов первой десятки постаралась показать лучше время на составе ультрасофт, чтобы и стартовать на нем, что дало им возможность вообще отказаться в гонке от самых мягких гиперсофт. На гиперсофте в первой десятке стартовали только Ферстаппен, который надеялся благодаря этому сразу отыграться с шестого места, Леклер и Грожан. В хвосте пелотона его использовали Окон и Хюлькенберг.
На седьмом круге, во время виртуальной машины безопасности из-за остановки и схода Кими Райкконена, на свой единственный пит-стоп заехали Хэмилтон, Леклер и Грожан и получили комплекты суперсофта, чтобы продержаться до финиша. Хэмилтон был поначалу не очень доволен этой стратегией, но она оказалась совершенно верной и привела его к победному финишу. Любопытно, что двигатель, проблемы с которым наблюдались на его машине в Бразилии, отлично отработал финальную гонку. Еще во время свободных практик команда размышляла над тремя возможными вариантами решений — поменять этот двигатель на предыдущий (с большим пробегом и не меньшим риском, но еще и в старой конфигурации), поставить совершенно новый (и получить десять позиций штрафа на гриде) или рискнуть и оставить имеющийся. Остановились на последнем варианте и, как видим, не ошиблись. Всю гонку Хэмилтон держал отличный темп и контролировал свой отрыв от остального пелотона.
Что касается Леклера, возможно, в его случае с пит-стопом немного поторопились, так как монегаск попал в самый трафик по возвращении, однако он сумел отыграть позиции и в очередной раз финишировать седьмым. Еще бы пять очков, и абсолютно отстающая в прошлом сезоне команда (десятая из десяти) могла бы обогнать Force India в борьбе за седьмое место. А ведь 39 из 48 заработанных Заубером очков принадлежат именно Шарлю Леклеру, который в личном зачете сумел опередить и Ромена Грожана, и Пьера Гасли.
Pirelli предсказывали смену комплекта ультрасофт в районе 17-25 кругов, однако, Риккардо продержался 33 круга, а Сайнс заехал на 38-м. Но и в том и в другом случае оба пилота получили комплекты суперсофт, так как даже в темноте и на остывающем асфальте инженеры предполагали, что гиперсофт успеет деградировать еще до финиша на 55-м круге, а рабочий диапазон у него будет слишком небольшим. Той же тактики перехода на суперсофт придерживались команды для Лэнса Стролла на 40-м круге и Кевина Магнуссена на 41-м.
Да и бедолага Боттас получил ультрасофт во время своего второго пит-стопа. Предполагалось, что на свежем комплекте он сможет сократить отставание от Риккардо, но что-то опять пошло не так. В итоге — лишь пятое место на финише и полный провал по итогам года в личном зачете: даже с учетом схода Райкконена он всего лишь пятый.
Фернандо Алонсо не сумел удержать десятое место и уступил его Карлосу Сайнсу. Алонсо трижды за эту гонку выезжал за пределы трассы, получал, по мнению судей, преимущество и трижды был наказан пятисекундным штрафом и штрафным баллом. Но эти 15 секунд ничего не изменили в финальной расстановке: в свое следующее плавание бывший чемпион ушел 11-м в гонке и 11-м в личном зачете, что не помешало ему вместе с Хэмилтоном и Феттелем крутить горячие пончики после финиша. Впрочем, уже в понедельник Алонсо примет участие в тестах автомобиля NASCAR на трассе Сахир в Бахрейне. Это пока не значит, что Алонсо собирается выступать в этой серии – ему просто интересно попробовать что-то новое. Машину он получит от семикратного чемпиона НАСКАРа Джимми Джонсона.
Для Сергея Сироткина последняя гонка в сезоне, да и в составе команды Williams, сложилась не самым удачным образом.
«Это была действительно плохая гонка, — поделился Сергей Сироткин. — Я стартовал не самым лучшим образом, сразу же потерял много прижимной силы и в последующей связке поворотов оказался не на лучшей позиции. Машина начала перегреваться, и в первой трети гонки мне приходилось ее охлаждать. Очень болезненная гонка, очень болезненный отрезок. Я сделал все возможное, чтобы как можно быстрее охладить автомобиль. Но поскольку другие машины совершали пит-стопы и выезжали позади меня, я одновременно еще пытался бороться, защищать позицию и охлаждать технику, настоящее безумие. Мне не понравилось. Очень, очень болезненная гонка. Я по-настоящему хотел получить удовольствие от нее, поэтому очень обидно закончить сезон таким образом».
Через два дня в Абу-Даби начнутся сезонные шинные тесты перед следующим годом. И там мы уже вновь увидим Даниила Квята за рулем автомобиля Toro Rosso.
Фото взяты и твиттера гоночных команд и Pirelli
Больше информации про автоспортивные события у меня на телеграм-канале: t.me/first_place
Источник: