Jaguar E-Type против F-Type
Jaguar E-Type против F-Type.Машина времени
Как выглядит коллекционный Jaguar E-Type Series 1, сошедший с конвейера в 1963 году, на фоне его современной интерпретации — спорткара F-Type? Мы решили поделиться своими ощущениями от обеих машин, которые разделяет более чем полувековая пропасть15 декабря 2017текст: Михаил Татарицкий / фото: Алексей Макаров / 15.12.2017
Толстые стеклоочистители шныряют из стороны в сторону по ветровому стеклу, пытаясь обеспечить мне хоть какую-то видимость дороги. Более трех недель погода радовала обилием тепла и солнца, но сегодня небеса решили отжать на землю весь скопившийся запас воды, превратив некоторые улицы города в Венецию. И именно на сегодня я, наивно доверившись синоптикам, запланировал встречу с культовым автомобилем прошлого века. Он является частью экспозиции в Нью-Йоркском музее современного искусства. В свое время им владели такие звезды, как Стив Маккуин, Джон Колтрейн, Фрэнк Синатра и Брижит Бардо. Сам Энцо Феррари когда-то отметил его красоту. И если даже Комендаторе, создавший синонимы изящества, оценил детище инженеров из Ковентри, что уж мне сотрясать воздух прилагательными.
JAGUAR F-TYPE 400 SPORT CONVERTIBLE
Я еду за рулем лимитированной версии 400 Sport, производство которой ограничено одним годом. 365 дней — и ни сутками больше. Ее анонсировали еще в январе вместе с рестайлингом всей линейки F-Type. 400 — от количества «лошадей» в графе «Мощность мотора». С трехлитрового бензинового V6 с нагнетателем британцы сняли еще 20 сил. Крутящий момент остался прежним — 460 Нм. Логично предположить, что прирост мощности отразился на динамических характеристиках. Но как бы не так! По паспорту 400-сильный F-Type разгоняется до сотни за те же 4,9 секунды, что и 380-сильная версия. Варианты с полным приводом на 0,2 с медленнее. Максимальная скорость тоже осталась на отметке 275 км/ч.
Так что же, он не быстрее более доступной «эски»? Это так, если говорить о «светофорных гонках», и не так, если речь идет о выезде на гоночный трек. Инженеры тщательно поработали над шасси, оснастив 400 Sport механическим самоблокирующимся дифференциалом на задней оси, тормозной системой с 380- и 376-миллиметровыми дисками спереди и сзади соответственно, а также поколдовали над аэродинамикой, наградив спорткар более агрессивным обвесом с расширенными порогами и большой «губой» спереди. Правда, для выезда на тот же трек было бы лучше, если бы тормозные диски были с перфорацией. В любом случае, бить по тормозам теперь можно позже, а придавливать правую педаль — раньше.
С обновлением кресла стали тоньше и легче
Еще у особой версии есть новая светодиодная адаптивная оптика, 20-дюймовые колесные диски в матовом темно-сером цвете, мультимедийная система Touch Pro, более легкие и прочные кресла, подрулевые лепестки из анодированного алюминия, желтая контрастная прострочка, буквально повсюду присутствуют шильдики 400 Sport (спереди, сзади, на рулевом колесе и на подголовниках), и почти миллион добавлен к цене по сравнению с базовым 380-сильным F-Type. В сумме получается 6 711 000 р. с пометкой «от». За кабриолет, который вы видите на фотографиях, придется доплатить еще (присядьте!) 725 тысяч. Хотите полный привод? Тогда еще почти 300 тысяч! Многовато… Но лимитированная версия ведь на то и лимитированная, чтобы быть еще и дороже.
Багажник у родстера чисто символический
С недавним появлением младшей 300-сильной версии модификация 400 Sport в гамме «ЭфТайпов» расположилась в аккурат посредине между спокойствием и чистым безумием. Пятилитровый SVR со своим бунтарским характером, готовый сожрать любого за один лишь взгляд, чертовски крут!575 «огнедышащих лошадей» нафаршируют водителя эмоциями похлеще, чем концерт Slipknot и Rammstein, помноженный на десять. Быстрая, мощная, громкая и порою непредсказуемая. Топить на ней на все деньги, все равно что захаживать в клетку со львами: расслабишься, переборщишь с газом, и из тебя сделают карпаччо.
Новый F-Type с двухлитровым турбомотором тоже неплох. По крайней мере, мои коллеги по цеху остались довольны знакомством с ним. Но все же… Два литра… Сами понимаете, это шутки про пакет сока и тому подобное. Поэтому, на мой взгляд, трехлитровый V6 с нагнетателем выглядит самым оптимальным вариантом. Этакая золотая середина. Мало того, в отличие от топовых R и SVR, он доступен с задним, а не с полным приводом. Что, конечно, очень хорошо.
Эмоций 400 Sport дарит не намного меньше. Пусть у него нет стягивающего щеки к затылку ускорения, но напористый характер он сохранил в полной мере. Восьмиступенчатый автомат в ручное управление, электронику в «спорт», зажимаем обе педали, активируя лаунч-контроль, отпускаем левую ногу, и с яростным рыком «кошка» бросается вперед. Щелчок лепестком. Вторая. «Бам!» Духовой оркестр отстреливает с металлическим звоном. Третья. Четвертая. Пятая. И каждый раз: «Бам!Бам!Бам!» Каждое переключение — словно Кинг-Конг лупит вам в спину из гранатомета, заставляя сильнее сжимать пальцы на рулевом колесе и напрягать мышцы шеи, чтобы не оторвалась голова. Какой звук! Какие эмоции! А открытая крыша только многократно усиливает эффект.
Крыша складывается менее чем за 12 с на скорости до 50 км/ч
На выходе из поворота можно сильнее притопить на акселератор, не боясь встречи с первым столбом или деревом. Спорткар, как ему положено, вильнет своими бедрами, но вернется на траекторию. Отключаем стабилизацию, скидываем на вторую, больше газа, и вот вы уже сшибаете мух задними крыльями, создавая облака. Легко, непринужденно и с широкой улыбкой на лице.
В общем-то, именно этим я и занимался несколько дней, забыв об офисе и прочих аспектах серых будней. А сейчас еду на спорткаре под проливным дождем, разметая широкими колесами всемирный потоп, не переживая, что на одном из поворотов моя поездка может прерваться. Но подождите-ка, кажется, погода услышала мои мольбы. Дождь затихает, а из-за облаков показались солнечные лучи. Самое время. Мы подъезжаем…
JAGUAR Е-TYPE SERIES 1
После 40-километрового броска под проливным дождем по всякой грязи, что всплыла на улицы, бывший некогда белоснежным F-Type 400 Sport стал серым в черную крапинку. Палки, листья, песок — что только не нацепляли на себя широкие пороги и «губа». С грустью оценив предстоящий фронт работ перед фотосессией, я пошел знакомиться с хозяином раритетного E-Type, любезно согласившегося принять нас сегодня.
Алексей Прупес автомобильный коллекционер. Свой первый классический автомобиль он приобрел в 2004 году. Сейчас их уже восемь. Jaguar E-Type первой серии, выпущенный в 1963 году, стал вторым автомобилем в его коллекции. Более половины своей жизни купе колесило по дорогам США (в Америке автомобиль был также известен под именем XK-E), а затем, примерно 20 лет назад, машина попала в Германию, где была полностью реконструирована. Реставрации подверглась буквально каждая деталь. Перебрали 3,8-литровый рядный атмосферный 6-цилиндровый мотор, механическую 4-ступенчатую коробку передач, восстановили кузов, перекрасили в родной цвет. Были внесены некоторые допустимые реставраторами изменения — установлены электрический вентилятор охлаждения двигателя и более широкие колеса.
Надо приложить силу, чтобы открыть массивный капот
Алексей привез ее из Германии 11 лет назад. Сейчас ее пробег составляет порядка 70 000 миль. Кстати, автомобиль так и остался на немецких номерах, с пропиской в Берлине. Почему? Просто наше правительство не поддерживает коллекционеров и реставраторов, как это принято в западных странах. Помимо климатических особенностей, коллекционеру приходится столкнуться с бюрократией и таможенным абсурдом. Именно поэтому, к сожалению, в России нет понастоящему больших коллекций.
Приведя в порядок F-Type, я, наконец, иду знакомиться с ней. Да, именно «ней»! Вы сами взгляните на эти формы. Вот она, как раз выехала из гаража на залитую солнцем лужайку. В 1961 году E-Type сразила наповал публику Женевского и Нью-Йоркского автосалонов. Прошло больше полувека, а вау-эффект ни на йоту не снизился. Знаете, это похоже на момент, когда ты встречаешь девушку своей мечты, когда от одного взгляда на нее забываешь все проверенные на других слова и жесты. И вот стоишь перед ней с глупым выражением лица и пытаешься, как семиклассник, произнести хоть какой-то комплимент в ее адрес. «Красота», — только и смог вымолвить я. Причем минут через пять опомнился, что вновь пошел дождь, а я все стою и повторяю одно и то же слово в десятый раз.
Этот E-Type за свою жизнь пробежал порядка 70 000 миль
Открываю дверь, выдающуюся глубоко в переднее крыло, и, глядя на широкий порог, на близко расположенную переднюю стойку, начинаю сомневаться, что мне с моими 187 см роста в принципе удастся сесть за руль, не то что разместиться с комфортом. Но без проявления чудес акробатики успешно телепортирую свое тело в салон. И — вот это сюрприз!— в нем удобно! Ну, почти… Лишь деревянный обод руля, такой тонкий, словно в кольцо согнули шпажку для шашлыка, трется о мои ноги.
Салон не такой тесный, как кажется на первый взгляд
В общих чертах интерьер довольно простой и, не люблю это заезженное слово, аскетичный. Но при детальном изучении влюбляешься в каждую деталь салона: начиная от радио и стрелочных датчиков приборов и заканчивая подрулевым переключателем поворотных сигналов и кожаными креслами с тонкими спинками. Чтобы достать что-то из багажника, можно просто протянуть назад руку или выйти и удивиться, что открывается багажная дверь справа налево. В подполе, спрятанное под листом обычной фанеры и декоративной накидкой, лежит запасное колесо.
E-Type неофициально называли «Aston Martin для бедных»
Поворачиваю ключ в замке зажигания и нажимаю на кнопку стартера, пробуждая 3,8-литровую рядную «шестерку» с тремя карбюраторами, скрытую таким длинным капотом, что можно посадить самолет. E-Type не вздрагивает, не оглушает ревом. Честно говоря, он вообще не намного громче современников. А, на минуточку, автомобиль выпущен в 1963 году.
Но это не все. У «Ягуара» мягкое сцепление, и на тормоз не надо давить до посинения стоп. Лишь кулиса механической коробки передач не балует информативностью. Пару раз при развороте вместо «первой» попадал в «заднюю». Но после двух-трех ошибок к этому привыкаешь и едешь так, словно всю жизнь водил E-Type. Несмотря на его возраст, на эпоху, в которую он был создан, ездить на нем комфортно. Независимая подвеска, дисковые тормоза на всех колесах и, наконец, легкий вес и мощный мотор: 265 сил и 353 Нм крутящего момента, которые позволяют достигать максимальной скорости 241 км/ч. Понятно, почему E-Type тогда называли «Астон Мартином для бедных»…
Мотор с оригинальной системой охлаждения быстро перегревался
G?..
А что насчет F-Type? Суждено ли ему стать классикой и занять места в частных коллекциях в будущем? Алексей считает, что небольшие шансы есть, но наверняка мы узнаем это лет через двадцать. В наших рассуждениях на эту тему мы пришли к одному довольно грустному финалу. Есть много факторов, определяющих, станет ли автомобиль классикой через 30 лет, но, пожалуй, самый важный — это постер на стене в комнате у 12-летнего мальчишки. Он вырастает, становится успешным человеком и к пятому десятку жизни покупает свою юношескую мечту.
Я помню, как ждал, когда получу водительское удостоверение, как грустил, что по разным причинам этого не удалось сделать сразу. Помню, как, копил на автомобиль. Помню, как завидовал сверстникам, у которых уже он был. Такие, как я, были все. А что сейчас? Современным подросткам не нужна машина. У них есть Uber, велосипед и карта «Тройка». Они видят бесконечные пробки, налоги, штрафы, камеры и ограничения, в то время как мы видели в автомобиле свободу… Но, может, я ошибаюсь…
Где у современных машин сенсорные экраны, у E-Type датчики топлива, масла, воды и пр.
В подполе багажника умещается полноразмерная запаска
Алексей Прупес автомобильный коллекционер. Свой первый классический автомобиль он приобрел в 2004 году
Технические характеристики
JAGUAR E-TYPE SERIES 1
JAGUAR F-TYPE 400 SPORT CONVERTIBLE
Габариты, вес
Длина, мм
4453
4482
Ширина, мм
1657
1923
Высота, мм
1222
1307
База, мм
2438
2622
Снаряженная масса, кг
1315
1614
Полная масса, кг
н. д.
2050
Клиренс, мм
140
111
Объем багажника, л
н. д.
207
Объем топливного бака, л
63,6
70
Техника
Тип двигателя
бензиновый, 3-карбюраторный, 6-цилиндровый
бензиновый, с наддувом, 6-цилиндровый
Рабочий объем, см3
3781
2995
Мощность, л.с. при мин-1
268/5500
400/6500
Крутящий момент, Нм при мин-1
353/4000
460/3500–5500
Трансмиссия
механическая, 4-ступенчатая, привод задний
автоматическая, 8-ступенчатая, привод задний
Размерность шин (передние/задние)
6.40 x 15
245/40R19 / 275/35R19
Динамика, экономичность
Максимальная скорость, км/ч
241
275
Время разгона 0–100 км/ч, с
6,4
4,9
Расход топлива, л/100 км
10,7
8,6
Источник: