Путешествие по Азербайджану: Баку-Шемаха-Лагич-Габала-Шеки-Гянджа
Восток — дело тонкое. В прошлый раз по приезду в Азербайджан пограничники уточняли у меня, не армянское ли у меня имя, и нет ли у меня армянских родственников. В этот раз их заинтересовала фамилия. Напряженность между двумя народами с годами не ослабевает — печально наблюдать это, будучи гостем и там, и там.
Формальности позади. Звонкий щелчок. Еще один штамп в паспорте, который потом станет предметом расспросов в Израиле, если окажусь там — но какая разница? Границы — неизбежная, но условность. Из кондиционированной громады аэропорта, напомнающей гибрид айсберга и звездного крейсера "Дискавери", делаю шаг в выжженную солнцем полупустыню Апшеронского полуострова. Для неподготовленного жителя равнин — жара, как в бане. "Вам повезло, сегодня у нас ветерок". Пот льет ручьем…
В Баку я уже был два года назад, за это время город практически не изменился. Показная, вычурная, нарисованная лучшими мировыми архитектурными бюро нефтедолларовая роскошь соседствует тут с полуразрушенными, но от того еще более очаровательными деревянно-глиняными постройками на старых улочках.
Пустить пыль в глаза — известный восточный прием. Фасады зданий вдоль бывшего Московского, а ныне проспекта Гейдара Алиева, украшены местным бежевым камнем, но стоит заглянуть за них, во дворы, видишь выцветшие стены панелек. Там, где они бросаются в глаза и портят красоту, их "реновируют", закрывая фасад еще одним фасадом. Иногда в ходе такой реконструкции у зданий появляются лоджии вместо балконов, иногда что-то идет не так — и за нарядными фасадами видны еще одни, не совпадающие по размеру окна. Зато снаружи красиво.
Компактный и насыщенный достопримечательностями старый город. Усыпанные розами сады, в которых на деревьях вместо воробьев щебечут попугаи. Роскошные пятизвездочные отели. Улыбчивая молодежь охотно демонстрирует знание английского.Люди постарше рады нашим русским лицам. Вышедшая из одного из подъездов черноволосая женщина декламирует какое-то очень идеалистическое стихотворение на чистейшем русском языке, с вышибающими слезу интонациями учительницы младших классов. Разговорились. Ей 83, и всю жизнь она проработала учительницей младших классов в русской школе. "Когда работаешь с детьми, все время видишь их улыбки, видишь счастье в их глазах, и это счастье достается и тебе. Вот почему я не выгляжу на свой возраст!"
Магнит для ностальгирующих туристов средних лет из СССР в Баку — место где "поскользнулся, упал, очнулся, гипс". Хороший повод пройти мимо, не сделав фото. В центре Баку путешественнику комфортно, что уж там, особенно, когда есть в кармане деньги. Лучше — наличные манаты, по сорок рублей одна штука. Но в дорогих кафе и отелях с охотой примут и карту. Знай плати!
Город городом, но он и в Азербайджане — государство в государстве. Что, если отправиться подальше от столицы? В прошлый свой приезд я посещал грязевые вулканы Гобустана и старейшее местное поселение Хыналыг далеко в горах. Маршрут нынешнего двухдневного выезда — на северо-запад страны, в сторону границ с Дагестаном и Арменией. Едем на Skoda Kodiaq в разных версиях.
На российском рынке представлены автомобили Skoda Kodiaq как российского, так и чешского производства. Первое, что заметно на щербатой дороге сразу: с точки зрения комфорта, европейская машина однозначно выигрывает у российской в ездовом комфорте, хотя крупные неровности калужский Kodiaq демпфирует гораздо лучше (европодвеска на них пробивается и раскачивается на волнах). А еще дизельная европейская машина оказалась заметно тише российской бензиновой, но представители Skoda объяснили это разницей в типе двигателя.
Асфальтовая составляющая в Азербайджане — не для любителей езды с ветерком. Проще всего ехать по знакам на круизе.
Или — ломиться по грунтовкам. На дорогах — огромное количество камер, и еще больше полицейских засад. Полиции тут настолько много, что через какое-то время начинаешь видеть копа в каждой остановившейся на окраине иномарке. Машины у полиции тут приличные.
Чем дальше от цивилизации, тем меньше камер. Уходящие из Баку широкие шоссе истончаются довольно быстро, уступая место грунтовым участкам в зонах реконструкции и старым двухполоскам. При желании, проблем с обгонами нет, так как трафик небольшой. Местные не брезгуют выездами на встречку и обгонами по обочинам.
Европейские машины — это спецверсии Scout, Sportline и Laurin&Klement, отличающиеся, по сути, только особым декором — набор опций тут точно такой же (исключение — выдвижные защитные накладки на двери, которые из российских комплектаций убраны), и он очень широкий. Цена на Scout в комплектации Style начинается с отметки в 2,76 млн, а примерно такая же по комплектации российская машина стоит на несколько сотен рублей меньше. Желающих заплатить за красивые накладки на бампера и европейское происхождение такую разницу, очевидно, не так уж много. Мое мнение — несмотря на красоту, разумнее взять калужскую машину. С тем же дизелем.
В принципе, мне торопиться некуда — наслаждаюсь прекрасной шумоизоляцией, отличной музыкой и комфортом дизельного Skoda Kodiaq в версии Scout европейского производства и бесхитростными красотами полупустыни. В этот раз про автомобили я решил более подробно рассказывать в подписях к фото, чтобы каждый мог выбрать, про что ему интереснее.
Skoda Kodiaq — просторный кроссовер длиной 4.7 метра. Нижегородский Kodiaq предлагается в нескольких базовых комплектациях, каждая из которых может быть за доплату усовершенствована дополнительным оборудованием. Можно поставить трехзонный климат, розетки сзади, панорамную крышу, беспроводную зарядку, сиденья с вентиляцией, адаптивный круиз, рулевой ассистент, да вообще — все что угодно, как на премиальном немце! На тестовой машине не было разве что цифровой приборки. Надо сказать, что особой нужды в ней нет — все показания с аналоговой панели считываются идеально. Вообще, во всем, что касается эргономики, Kodiaq на высоте. Цена базовых версий колеблется от 1.4 до 2.2 миллиона рублей, а допы увеличивают ее на сумму до полумиллиона и более.
Тонкие пластиковые накладки под дерево на фотографии выглядят лучше, чем вживую — я предпочел бы честный пластик, хотя бы и под карбон. Но в остальном материалы хорошие — грубый пластик есть только на центральном тоннеле, есть достаточное количество USB-разъемов, сеточка для мелочей на тоннеле справа, даже беспроводная зарядка, на которую можно поставить крупный смартфон. На европейской машине в точности такие же материалы, как на российской.
Качество картинки с камер кругового обзора на Kodiaq лучше, чем у азиатских конкурентов, но несколько хуже, чем на современных Volkswagen или Audi. Субординация! В режиме Offroad на трех циферблатах можно выводить самые разные показания автомобиля — от угла поперечного наклона и компаса до температуры масла и антифриза. Звучание музыки зависит от версии — топовая система Canton звучит хорошо. Интерфейс мультимедийной системы логичен и прост, быстродействие без нареканий.
Уникальная особенность Kodiaq, которая придется по нраву семейным людям — крепления Isofix на переднем правом кресле уже включены в базовую комплектацию. Спортивные кресла имеют интегрированные подголовники — это удобно, но не для всех.
С точки зрения эргономики, Kodiaq проработан лучше большинства автомобилей на рынке. Другое дело, что все эти опции требуют доплаты. Но просторный багажник есть на любой модификации…
C позиции задних пассажиров, Skoda Kodiaq — лидер класса. И не только потому, что можно заказать третий ряд кресел. При оплате соответствующих опций, вы получаете сдвижные задние кресла, столики на спинках, розетки на 12 и 220 вольт, трехзонный климат, шторки в дверях и даже пакет для сна — откидные ушки на подголовниках.
Горы Азербайджана сравнительно молодые, и геоморфологические процессы тут происходят прямо на твоих глазах. Вздымающиеся тут и там холмы разрезаны складками, оползнями и выветриванием. Под ногами не крупные камни, а податливая смесь песка и гравия, на которой каким-то чудом умудряется выживать скудный травяной покров, который остервенело жуют коровы и лошади — худые, как истощенные героином и анорексией фотомодели.
Ближе к Баку рельеф опален солнцем. Приближаемся к горам — и охра уступает место неожиданно пышной зелени.
Сквозь колеблющиеся волны поднимающегося от асфальта горячего воздуха на горизонте вырастают вечные символы спокойствия — заснеженные четырехтысячники Кавказского хребта, отделяющего Кавказ от Закавказья.
Проплывают за окнами городки, слепленные человеком по указке создателя словно по одному рецепту — старые домики, сложенные из камней, новомодные стекляшки из стекла, бетона и металлла, мечеть. И, конечно же, Гейдар Алиев, смотрящий на тебя с бесчисленного множества портретов размером начиная от 3 на 6 метров. "У нас тут сложилось так же, как культ Ататюрка в Турции" — смущенно и одновременно с гордостью поясняет гид.
Я неоднократно писал про ловушку очарования топ-версий. Да, у топового Kodiaq есть почти все опции авто премиум класса, кроме шильдика. Это главное препятствие к разумной покупке чешского кроссовере в топе за 3,5 млн. Что можно получить за 2 млн? Все то же самое, но без такого фарша.
На серпантинах Kodiaq хорош — четко следует за информативным рулем. Тут нет спортивной остроты, но и ошибиться с углом поворота или движением педалями трудно.
Поселок Лагич, расположенный на высоте в 1375 метров, известен чеканным промыслом.
От японских туристов с длинноствольными никонами в том же Лагича некуда деться. На одном из домов нашлась необычная причина — в реконструкции городка именно японское правительство приняло непосредственное участие, выделив значительную сумму денег на новую систему канализации
В местных горах развит медный промысел. Тарелки, ножи, браслеты и другие медные изделия из Лагича до сих пор ценятся на весь Азербайдан. Дома и дороги тут построены из речного камня.
Не так давно это место было первозданным и удаленным. Строительство новой асфальтовой дороги (которая уже стремительно разрушается в результате оползней и камнепадов) и усилия местной администрации превратили центральную улицу Лагича в один большой туристический магазин.
Новоприобретенная простота логистики и туристический интерес сделали свое дело. Сегодня китайских сувениров на мощеных крупным речным камнем узких улицах Лагича куда больше, чем местной продукции. Но она есть, старые мастера все также делают изделия из меди и каракулевые шапки. Во многих лавках в углу стоит примитивное оборудование — кузнечные меха, наковальня, шлифовальный аппарат.
Усатый полноватый мужчина средних лет черными от грязной работы с металлом протягивает мне сделанную им тарелку, уговаривая сделать покупку. В другой лавке делаю портрет седовласого пожилого мужчины с офицерской выправкой. Каракулевые шапки он до сих пор делает собственными руками, несмотря на солидный возраст. Впрочем, помогают родственники. В горах любой бизнес — семейный, будь это чеканка или кровная месть.
Для тех, кто смотрел 11 серию 3 сезона Grand Tour, пейзажи Лагича могут показаться знакомыми, и это неслучайно.
Именно по улицам Лагича Кларксон сотоварищи устраивали гонку с Эбби на своих суперкарах. Делать этого, конечно же, не стоит — по Лагичу нужно гулять пешком. Общаться с мастерами, пройтись не только по главной улице, но и по остальным, чтобы составить хотя бы примерное впечатление о том, как устроена сельская жизнь в горах, темп изменения которой в среднем гораздо медленнее, чем в городах.
Российские автомобили отличаются иными настройками шасси. Увеличенная плотность и энергоемкость подвески делает езду по неровной дороге менее комфортной, но более безопасной. Вдобавок, пробить подвеску российской машины гораздо сложнее, значит, на плохих дорогах кузов будет уставать медленнее. Но в итоге европейская машина ощущается более конфортной и дорогой, какой она, в сущности, и является.
Участок дороги после Лагича наиболее опасен — но и живописен. Нависающие над дорогой скалы — обнаженные сланцы. И, конечно же, геоморфология в движении. Булыжники и валуны падают на дорогу — наверняка, в основном, с первыми лучами солнца, когда перепад температур максимален, но это, как говорится, неточно.
До Габалы — одного из двух в стране горнолыжных курортов — добираемся спустя пару часов. Дорога реконструируется, но не очень активно. Кругом — бесхитростная красота азербайджанской глубинки, и бесчисленные автомобили ВАЗ — причем зачастую еще советского производства.
Построенный с серьезными вложениями горный курорт в Габале окружен недостроенными отелями и полузаброшенными, но охраняемыми коттеджными поселками. Очевидно, что темпы строительства были слегка охлаждены истощенным потоком нефтедолларов.
В конце маршрута — обустроенный оазис роскошного отеля, непосредственно от которого начинаются несколько линей гондольной подвесной канатной дороги. Трассы оборудованы системами механического оснежения. На вершине, на высоте в 1920 метров я оказываюсь за 15 минут за закрытия канатки, насладиться видами и прогуляться немного не хватает времени. Но горы — это горы, в них всегда дышится вольготнее, а сердце наполняется спокойствием, даже если смотришь на них мельком. Мерно гудит трос канатки, передавая умиротворяющую вибрацию через зажим на корпус кабины. Последние солнечные лучи растворяются в ночи в сладком дыме кальяна и тонут в водоеме системы оснежения.
Продолжение маршрута — вдоль отрогов Кавказского хребта. Тут зелено, и сравнительно прохладно — всего +30. Дороги — тоннели сквозь склоненные к асфальту кроны грецкого ореха. Прохлада тени в Азербайджане в цене. В рощах повсеместно оборудованы своего рода кемпинги, предназначенные не для ночевки, но для дневного отдыха. Дополнительный комфорт достигается путем распыления воды из горных ручейков — их тут в избытке.
Город Шеки — одно из самых ярких мест на туристических картах Азербайджана. Хорошие отели, отреставрированные караван-сараи, один из которых до сих пор работает как отель.
Внушительный дневной дворец местного паши постройки 19 века (внутри которого нельзя фотографировать), плюс — знаменитая местная пахалва, которую выпекают прямо на твоих глазах в крошечных мастерских. Для любителей сладостей — настоящий рай, только пальцы все время липкие…
Дорога из Шеки до Габалы имеет реконструируемые участки. Почти 40 километров из 160 — каменистый грейдер. Сегодня мы едем на Kodiaq российской сборки — с мощным 180-сильным двухлитровым бензиновым мотором. Обгоны ему даются отлично, а комплектация и качество отделочных материалов — на такой же высоте, как и в европейской версии. отличия только в шумоизоляции (у дизеля она заметно лучше), и в подвеске (у российских машин она более жесткая и энергоемкая). Остановиться на придорожном рынке было плохой идеей — до нас с коллегой докопался пьяненький мужичок. Татуировки, сломанный много раз нос, сбитые костяшки. Разговор об уважении начинается на русском, потом он начинает переходить на английский, и мы предпочитаем спешно ретироваться, пока не началась драка.
Гянджа — второй по площади город Азербайджана. В народе называют его культурной столицей, но, скорее всего, речь идет о том, что назвать его "нефтяной" столицей трудно. Поток нефтедолларов тут превратился в струйку — кроме величественных ворот в парке имени Гейдара Алиева и международного аэропорта его же имени, тут не так много достопримечательностей.
Ночью на улицах темновато, если отошли за пределы самого центра. Для прогулок, на первый взгляд, пригоден только упомянутый парк и самый центр города, после Баку не особенно и впечатляющий. Придают колориты акценты — например, "бутылочный" дом или ресторан, оформленный в духе косплея на СССР с уклоном в тематику Великой отечественной. Что тут скажешь — значительная часть истории страны связана с Россией, и за всю поездку мне встретилось всего несколько людей, не говорящих по-русски.
Нужно ли ехать в сельский Азербайджан за пределы роскошного Баку с отличным туристическим сервисом? Однозначно! Но только в том случае, если вас интересуют бесхитростные красоты гор и предгорий, простая и небогатая сельская жизнь, разговоры с интересными людьми, а также ностальгия по советской автомобильной классике — в провинции других автомобилей практически нет, причем многие экземпляры — в прекрасном состоянии.
Скажу и про машину. Для асфальтовых путешествий, Skoda Kodiaq, пожалуй, лучший автомобиль в своем классе. Сочетание просторного пяти или семиместного салона, отзывчивого двухлитрового турбомотора и мокрой DSG7 DQ500 на дизеле и 180-сильном бензиновом 2.0 делает его экономичным и шустрым одновременно. И, думаю, довольно надежным. Неплохая (на бензине) и отличная (на дизеле) шумоизоляция, чуткая управляемость с понятной обратной связью по рулю и педалям, ездовой комфорт, возможность всех необходимых опций -этот набор по своей сумме для конкурентов из Японии или Кореи пока недосягаем. Если ваши приоритеты технологичность и управляемость — это автомобиль для вас. Но нужно понимать, что за все приходится платить — конфигуратор быстро заставляет умерить “хотелки”.
А в Азербайджан я с удовольствием вернусь еще как-нибудь, равно как c охотой отправлюсь в дальнее путешествие на Skoda Kodiaq.
***
Текст и фото — Артем Ачкасов. Снято на Olympus OM-D E-M1 Mark II.
Читайте также другие мои рассказы про путешествия по Азербайджану:
— Советская классика на дорогах Азербайджана
— Искусство антипотребления и древнейшее горное поселение
— Вечность пахнет нефтью
Источник: