Рождественская гонка в Тольятти: Виталий Петров и Алексей Лукьянюк в деле, но победил Кирилл Ладыгин!
Так получилось, что за репортажами о «Дакаре» я совсем «задвинула» на дальний план традиционную Рождественскую гонку чемпионов в Тольятти. Она ежегодно проводится в середине января и собирает лучших автогонщиков России, которые встречаются в парных ледовых заездах на автодроме в Сосновке.
Впрочем, наверное, и хорошо, что «задвинула» — потому что материал про это событие скорее всего просто потерялся бы среди героического покорения «Дакара» нашими спортсменами. А рассказать есть о чем.
Пожалуй, самым интересным фактом этого года стало участие непривычно большого числа пилотов: звезды так встали, что всех пригласили и практически все приехали, и вместо стандартной таблицы 16-ти в этом году Рождественская гонка собрала 24 представителей всех дисциплин автоспорта — от картинга до Формулы 1!
Да, вы не ошиблись, для участия в заездах приехал и Михаил Алешин, и Виталий Петров! Более того, в этом году сумел вырваться из череды своих многочисленных поездок и гонок действующий чемпион ERC в классе «Абсолют» Алексей Лукьянюк! Не менее громкими аплодисментами встречали зрители и заслуженного гонщика Сергея Успенского.
Алексей Лукьянюк
Ну и, конечно, не обошлось без завсегдатаев этого соревнования, которые из года в год ведут между собой борьбу за титул — Кирилла Ладыгина и Дмитрия Брагина. Всего же на старт вышли:
Михаил Алешин (чемпион World Series by Renault, призер чемпионата WEC, участник Indycar), Юрий Аршанский (чемпион России по ралли R2), Дмитрий Брагин (чемпион РСКГ в классе «Туринг»), Григорий Бурлуцкий (чемпион РСКГ в классе «Туринг-лайт»), Дмитрий Воронов (чемпион России по ралли R3), Алексей Дудукало (вице-чемпион РСКГ в классе «Туринг»), Павел Кальманович (обладатель Кубка России в РСКГ в классе «Национальный»), Глеб Кузнецов (серебряный призер РСКГ в классе «Национальный»), Кирилл Ладыгин (шестикратный победитель Рождественской гонки), Алексей Лукьянюк (абсолютный чемпион Европы по ралли), Андрей Масленников (вице-чемпион РСКГ в классе «Туринг-лайт»), Михаил Митяев (обладатель Кубка России в РСКГ в классе «Суперпродакшн»), Владислав Незванкин (серебряный призер РСКГ в классе «Суперпродакшн»), Айдар Нуриев (вице-чемпион Европы по ралли-кроссу S1600), Олег Петриков (руководитель РСКГ, вице-чемпион России 2013 года в классе «Туринг»), Виталий Петров (пилот Формулы 1, призер этапа WEC), Андрей Петухов (бронзовый призер Кубка России в РСКГ в классе «Национальный»), Игорь Самсонов (бронзовый призер РСКГ в классе «Туринг-лайт»), Егор Санин (чемпион России по ралли-кроссу), Тимур Тимерзянов (призер этапов XV по ралли-кроссу, чемпион России по зимнему треку), Анвар Тутаев (обладатель Кубка России по зимнему треку), Сергей Успенский (чемпион России по ралли в абсолютном зачете), Иван Чубаров (чемпион России по картингу в классе kz-2), Владимир Шешенин (вице-чемпион РСКГ в классе «Туринг-лайт»).
Как вы видите, состав самый что ни на есть звездный, но, конечно, не все приглашенные гонщики оказались в равных условиях — в том смысле, что те, кто участвует в этом соревновании из года в год, гораздо лучше знакомы с трассой и с машинами и лучше понимают, что их ждет и как с этим справиться.
Алексей Лукьянюк, абсолютный чемпион Европы по ралли:
— Я уже неоднократно получал приглашение от организаторов принять участие в этом соревновании, но из-за плотного графика тренировок и работы у меня не получалось. В этот раз заранее выкроил время, чтобы приехать. Я знаю, что местные пилоты очень сильны, и побороться за победу здесь с первого года вообще невозможно, нужно серьезно готовиться, а таких ресурсов у меня, к сожалению, нет…
Перед гонкой мы провели небольшую тренировку по другой трассе на других переднеприводных автомобилях — и я хоть немного сумел вспомнить, как едут эти машины, потому что с 2011 года я выступаю на полноприводной технике, руки и ноги оказались не готовы к нужной моторике. Здесь нам тоже дали возможность потренироваться, но времени было совсем мало, чтобы сделать какие-то выводы. В остальном же очень дружелюбная атмосфера, все очень позитивно и мне нравится.
Алексей Лукьянюк на внешней дорожке на выходе из-под моста
Может показаться, что местная трасса чем-то похожа на раллийную, но это совершенно не так. Скорости совсем небольшие, много крутых поворотов, которые становятся еще круче к выходу. Так что здесь нужна определенная техника пилотирования, определенное чувство автомобиля и навыки. Трасса очень интересная, трехмерная, я бы даже назвал ее захватывающей — по меркам кольцевых треков, но совсем не ралли. С другой стороны — заезды очень короткие, в отличие от ралли. Там мы ведем долгую борьбу, а здесь все сконцентрировано, и любая ошибка и потеря даже десятой секунды может стать фатальной. Так что накал страстей и психологическое давление здесь намного выше. Я умею себя адекватно оценивать и понимаю, что на этой трассе мне не хватает скорости и динамики, так что за победу мы здесь вряд ли сумеем побороться. Но это не умаляет того удовольствия, которое я получаю просто от участия в таком событии.
Автомобиль: Lada Vesta
Двигатель 21805-37, рабочий объем 1,6 литра, 16 клапанов
Максимальная мощность — 170 л.с., максимальный момент 175 Нм
Оригинальный впускной и выпускной коллекторы Lada Sport
Прямоточная система выпуска 63 мм
Кулачковая коробка с тросовым приводом, спортивные передаточные отношения
Дифференциал повышенного трения
Двухконтурная тормозная система с распределением контуров перед-зад, регулятор давления в заднем контуре
Спортивные газонаполненные амортизаторы, специальные пружины, разработанные под зимние трековые гонки
Зимняя шипованная резина Michelin, шип 7 мм.
Кирилл Ладыгин готовится к стартам
Рождественская гонка чемпионов в Тольятти проходит с 1996 года вот уже 22-й раз. В 2009 и в 2016 годах она не проводилась. За всю историю гонки только 12 пилотов становились победителями. Больше всего побед — на счету Кирилла Ладыгина. В 2019 году он победил в шестой раз.
Победитель гонки получает переходящий приз «Серебряная ладья», который остается у победителя в том случае, если тот сумеет выиграть соревнование два раза подряд. С 2012 года борьба за победу приняла форму дуэли между двумя гонщиками: Кириллом Ладыгиным и Дмитрием Брагиным, которые сменяли друг друга на подиуме победителя.
Предыдущие годы все пилоты ехали в заездах со штурманами, однако в этом году было принято решение отменить эту практику и дать возможность спортсменам проехать по максимуму, без дополнительных килограммов живого веса.
Первые — групповые — заезды расставили все по своим местам. Все участники согласно их временам в квалификации были распределены по тройкам. Во время групповых заездов каждый из тройки дважды выезжал на старт для заезда с каждым из своих соперников. По результатам этих заездов два гонщика проходили в следующий тур, а один, набравший наименьшее количество побед, выбывал.
Михаил Алешин, пилот программы SMP Racing и первый российский пилот, принявший участие в гонках Indycar:
— В этом году SMP Racing приняли приглашение принять участие в Рождественской гонке, и мы решили попробовать свои силы. У нас с Виталием Петровым есть некоторый опыт участия в ледовом треке — Гонке звезд «За рулем» — так что мы решили отправиться в Тольятти. Однако, в отличие от большинства остальных участников, я никогда в жизни не ездил на боевом шипе, и это был сюрприз. Он дает отличный держак, в который сначала сложно поверить. У меня на тренировке было всего несколько кругов перед квалификацией, это было непросто, но ощущения невероятно крутые.
— Для меня зимние гонки это, конечно, прежде всего, ипподром: большие скорости и контактная борьба. Здесь все совсем по-другому. За счет того, что трасса узкая, кажется, что едешь очень быстро, и сцепление очень высокое. Я никогда раньше не ездил на подобной переднеприводной машине в таких соревнованиях. Но мне в тренировках своими советами помогли Кирилл Ладыгин и Михаил Митяев, но тут важен даже не столько совет, сколько накат. Сравниться с опытом того же Кирилла Ладыгина, который выступает здесь уже много лет, просто невозможно.
Михаил Алешин
— Главная особенность трассы — перепады высот и нестандартные повороты — с доворотами. Много работы рулем, т. к. прямиков мало. Но трасса очень интересная, и опыт очень нестандартный, я бы с удовольствием еще раз приехал, только лучше подготовившись. Как бы ни закончилась завтрашняя гонка, я увезу отсюда багаж интересного опыта, который дает возможность задуматься о чем-то еще.
К огромному сожалению болельщиков, и Алексей Лукьянюк, и Михаил Алешин, попавшие в очень сильные группы, не смогли пройти в финальные заезды. Опытные и вкатанные пилоты Кирилл Ладыгин, Владислав Незванкин и другие просто не оставили им шанса подняться выше. Но судя по азарту, который испытали на трассе наши звезды мирового автоспорта, есть надежда, что мы их еще увидим на ледовых дорожках автодрома в Сосновке.
Виталий Петров
А вот что касается Виталия Петрова, то он как раз справился на отлично, не оставив своим соперникам ни единого шанса. В квалификационных заездах сразу попал в Топ-10, отлично прошел 1/8 финала и только в четвертьфинальных заездах, уже на самом пути к зениту соревнований, проиграл заводскому пилоту «Лады» Андрею Масленникову. Виталий был очень расстроен, так как приехал побороться за победу, но зато получил мощнейшую поддержку болельщиков во время всех своих заездов. «В любом случае — я приехал, чтобы постараться победить, лед и шипы мне хорошо знакомы. Раз не получилось выиграть в этом году, то я обязательно приеду в следующем, и подготовка будет уже совсем другой!» — сказал Виталий Петров.
Виталий Петров, пилот программы SMP Racing, первый российский пилот Формулы 1.
— Я не боюсь выступать ни в каких соревнованиях, тем более в зимних гонках, т. к. у меня есть неплохой опыт. Я много лет отъездил на «восьмерках», на шипах и с более мощными двигателями, так что концепция мне понятна. Я также принимал участие в Гонке звезд «За рулем» и выиграл там в финальном заезде. Накануне Рождественской гонки я обновил свои навыки езды по снегу на шипах, потренировался на лесных дорожках. Но когда я приехал сюда, увидел трассу и как выступают другие пилоты, я понял, насколько они все уже вкатаны, и что для того, чтобы быть конкурентоспособным, нужно немного больше времени для адаптации.
Виталий Петров
— Меня приглашали и раньше принять участие, но получалось так, что я все время не мог приехать по объективным причинам. Мне было очень неудобно перед организаторами, но в этом году все сложилось намного благополучнее. Я начал готовиться к сезону немного раньше, чем обычно, праздники провел дома, спокойно, без поездок на отдых, и я сумел ответить положительно. Я рад, что это случилось.
Я слышал, будто считают, что я брезгую российскими автогоночными соревнованиями, но это совсем не так. Был период времени, примерно с 2005 года и на протяжении нескольких лет, когда в России начались проблемы с гоночными трассами, и автоспорт стал умирать. Я мог сравнить тот период с 2001–2002 годами, когда я выступал в Москве, Тольятти, на Невском кольце: зрителей было столько, что негде было сесть. А потом получилось так, что я уехал в Европу, и у меня просто не было больше возможности здесь выступать, когда появились полноценные гоночные серии. Поэтому я только приветствую то, что сейчас у нас происходит, мне нравится, как у нас развивается автоспорт, и я бы с удовольствием ездил, может быть, даже в Российском туринге. Но ко всем гонкам надо серьезно готовиться, ведь ребята уже вкатанные — тесты, выступления.
Что же касается тольяттинской Гонки чемпионов, мне кажется, было бы интереснее, если бы в такой параллельной гонке принимала участие разная техника — как это происходит в мировой Race of Champions. Разные машины уравнивали бы общие шансы на победу. Почему ROC проходит на разных трассах в разных странах? Людям интересно смотреть, как чувствуют себя разные пилоты в разных обстоятельствах. Здесь же гонка проводится на одной и той же трассе и на схожих машинах уже много лет, и для тех, кто участвует в ней уже не первый раз, это хороший бонус.
Я был удивлен сложностью трассы, она действительно очень интересная, и даже сейчас, проанализировав вчерашний опыт тренировок и квалификации, уже завтра поеду совершенно иначе. Но для такого изучения нужно приличное количество времени, для грамотного выступления просто нужен вкат — чтобы правильно вписаться во все повороты. Все же остальное — передний привод, шипы, лед — для меня совсем не страшно.
Одним из самых больших сюрпризов этой гонки стал проигрыш Дмитрия Брагина 20-летнему Егору Санину в 1/4 финала. Зрители ожидали очередной дуэли Брагина и Ладыгина, но Дмитрий в этом году к барьеру не вышел.
В полуфиналах встретились Кирилл Ладыгин и Андрей Масленников, но с Кириллом в этот день никто не мог сравниться. Спор между Михаилом Митяевым и Егором Саниным закончился в пользу последнего.
По регламенту финальные заезды, в которых распределяются первое, второе, третье и четвертое места, проходят до двух побед. Михаилу Митяеву хватило двух заездов, чтобы отыграть свой бронзовый подиум, а вот сражение между Ладыгиным и Саниным стало весьма драматичным.
Первый заезд выиграл Кирилл Ладыгин, а вот во втором Егор Санин внезапно остановился на половине трассы из-за технических проблем. По словам организаторов, проблемы возникли после неосторожного прыжка и приземления на льду. Так или иначе, но расстроенному Егору не дали возможности перезаезда — регламентом соревнований это не предусмотрено. Таким образом, Егор стал серебряным призером, а Кирилл Ладыгин в седьмой раз одержал победу на Рождественской гонке чемпионов в Тольятти. Однако в прошлом году победа досталась Дмитрию Брагину, так что Кириллу надо выиграть и в следующем году, чтобы оставить «Серебряную ладью» у себя дома.
Кирилл Ладыгин:
— В этом году был невероятный состав участников — самый сильный, самый звездный, самый объемный. Я немного переживал, что из-за такого значительного количества заездов не выдержит лед, но все получилось. Конечно, я предполагал, что в финалы пройдет Брагин, но ему немного не повезло, он попал на Егора Санина, и Егор оказался сильнее. Но на самом деле для меня было не принципиально, с кем встретиться в финалах — с Брагиным или с кем-то еще. Большие ставки я делал на Алексея Лукьянюка и на Виталия Петрова. Это два основных соперника с опытом похожих соревнований. Я бы сказал, это два универсальных пилота. Они опасные соперники, и в следующий раз сражение с ними может быть очень серьезным. Я рад, что мы в этом году ездили без штурманов: при их подборе разница в весе все равно есть, а для нас каждый килограмм имеет значение. Так что решение убрать штурманов, чтобы не мешать пилотам, правильное.
Подведение итогов прошлого года и презентация нового сезона Lada Sport
В эти же дни в Тольятти подвели официальные итоги прошедшего сезона-2018 и наметили планы на новый год.
Было отмечено, что за прошлый сезон пилоты, выступающие за рулем Lada, поднимались на подиумы в российских соревнованиях 77 раз. Эти достижения касаются как шоссейно-кольцевых гонок, так и ралли, и картинга. В новом сезоне гоночная программа Lada Sport будет расширяться. Пилоты примут участие в трех классах Российской серии кольцевых гонок («Туринг» — Lada Vesta TCR, «Суперпродакшн» — Lada Vesta 1,6T и S1600 (бывший «Национальный») — Lada Granta R1); ралли — Lada Granta R3, Lada Rally Cup и картинге.
Lada Granta R1 (РСКГ класс S1600)
Lada Granta R3
Lada Granta Rally Cup
Интересно, что практически все автомобили были доработаны перед началом сезона, и особенно серьезные доработки коснулись Lada Vesta TCR, про которую Владислав Незванкин, генеральный директор ООО «Lada Sport», сказал, что фактически это совершенно новая машина, которая пришла на смену старой.
Еще в прошлом году представители Lada Sport сетовали на то, что FIA в свое время ввела очень жесткие ограничения на Vesta TCR по мотору и мощности, которые вылились в дополнительном весе и отъеме 5% мощности.
Lada Vesta TCR
Однако во время Рождественской гонки пилот Lada Sport Михаил Грачев находился на тестах нового автомобиля в Маньи-Куре, а в конце января Lada Vesta TCR примет участие в комиссии по уравниванию технических возможностей гоночных автомобилей TCR (BOP commission). И российские представители надеются на объективность комиссии в принятии решения.
Владислав Незванкин, генеральный директор ООО «Lada Sport»:
— Работа над машинами в классе «Туринг» для РСКГ — российского TCR — не останавливалась ни на миг. 2019-й станет для нас третьим годом участия в российском туринге. За это время мы получили большой объем данных по обратной связи от наших инженеров и пилотов и решили в этом году сделать кардинальный апгрейд машин, связанный с использованием новых технологий, в том числе в двигателе. Теперь мы поставили прямой впрыск на двигатель 1,8 л турбо и совместно с нашими партнерами Renault и Oreca серьезно поработали над динамическими характеристиками машин. Oreca очень давно работают в автоспорте совместно с Renault и являются одними из лучших знатоков их узлов и агрегатов. Также мы поработали с французами над аэродинамикой машин. Появился новый бампер, который позволил улучшить внутреннюю аэродинамику и охлаждение двигателя и турбины. Кардинально переработали шасси — теперь у нас новая независимая подвеска сзади, которую конструировали полностью самостоятельно наши инженеры. Появилась новая система сбора данных Motec, которая позволит иметь более объемную обратную связь объективного контроля автомобиля. Так что можно сказать, что это практически новый автомобиль.
Lada Vesta 1.6T РСКГ суперпродакшн
Первый этап РСКГ-2019 состоится 20–21 апреля на автодроме «Крепость Грозная».
Фото: автора и Lada Sport
Источник: