Сколько будет 959+959+993 или дайте две!
В прошедшую субботу, 27 октября, в Атланте, США состоялся очередной аукцион RM Sotheby’s. Торги были посвящены юбилею марки Porsche, которая, откровенно говоря, уже оскомину набила своим этим 70-летием.
Запасшись бутылкой холодного Bollinger La Grande Année 2004 Brut Champagne, под шум осеннего моря, Ваш покорный слуга конвертировал онлайн-трансляцию из Porsche Experience Center в собственный телеграм-канал. Тем кто читал — отдельное спасибо!
Сразу оговорюсь, я не поклонник марки Porsche. Они кажутся излишне массовыми, безликими и попросту скучными для спортивных авто. Про Каены и прочие универсалы — стыдливо умолчу, в этот огород уже летело столько камней, что он превратился в свалку строительного мусора.
Кого и как любить — индивидуальное дело каждого, кому то и блондинки с размерами кажутся божьим откровением, но чего не отнять у Porsche — истории, она насыщена и занимательна. Порой в Цуффенхаузене выпускали по-настоящему уникальные и яркие автомобили.
Такие как купе Porsche 959, два из которых продавались в Атланте.
Ирония судьбы, во время производства, с 1986 по 1988 года, модель 959 за океан не поставлялась. Компания попросту зажала денег, даже не денег, а нескольких, необходимых для обязательных краш-тестов, автомобилей, лишив американских энтузиастов удовольствия обладания лимитированным Porsche. При ограниченном тираже модели, не было смысла тратиться на американскую сертификацию. Европейских клиентов, для продажи всего запланированного тиража, было более, чем достаточно, ведь с учетом прототипов и восьми дособранных в 1992-1993 годах, купе, выпущено лишь 345 экземпляров Porsche 959.
Источники утверждают, при розничной цене нового дорожного Porsche 959 в 230 000 долларов, каждый выпущенный экземпляр обходился производителю более чем в 500 000. И могли же себе позволить, ради имиджа и технологий, подобные убытки. Обходились как-то без переклеивания своих шильдиков на изделия народного производителя.
Множество статей написано о Porsche 959, да что статей — прекрасные иллюстрированные книги разложили всю историю создания шедевра по скрупулёзно пронумерованным полочкам. Эпохальный автомобиль, первый из поколения гиперкаров, автомобиль изменивший саму концепцию спортивного автомобиля — это все о нем. Чем был среднестатистический спорткар до появления 959? Безумной табуреткой! Дикий мотор, жесткое сиденье, руль и маниакальное желание убить своего обладателя. Еще были дворники, хотя не уверен, что в базовой стоимости, и дверные ручки — часто в виде тканевых петель. И никаких тебе кондиционеров, стеклоподъемников, ковриков и прочей не нужной роскоши.
Инженеры Porsche, даром что изначально готовили 959 для ралли, сделали гражданскую версию кардинально иной — напичканный электроникой, с внушающим уверенность полным приводом, с четырехканальной ABS и регулируемой подвеской, кожаным салоном — он стал прообразом интеллигентных спорткаров современности. Но не думайте, это не сделало его жирным рафинированным размазней, нифига. Он вышел на редкость быстрым — 450 л.с., 3,7 секунды до сотни и 317 км/ч максимальной скорости. И все это благодаря грамотному немецкому инжинирингу и боевому турбо-мотору объёмом 2,85 л.
Первый Porsche 959, прототип раллийного автомобиля "группы Б", был представлен в 1983 году на Франкфуртском автосалоне. Через два года этот проект превратился в серийный боевой болид. Необходимые же для омологации FIA дорожные версии стали поступать к клиентам еще позднее — к 1987 году.
Porsche не так компания, которая могла позволить себе передать клиентам сырой полуфабрикат.
Проект, несущий в себе массу передовых технологий требовал тщательного и скрупулёзного тестирования и доводки. Для испытаний всех сложных систем были созданы первые 12 прототипов тестовой серии F (за ней последовали тестовые и предпродажные прототипы V-Series и N-Series). Какова обычная участь подобных авто? Тяжелая, изматывающая работа в экстремальных условиях и последующее бездуховное уничтожение под прессом. Но прототип F7, один из немногих, выжил и именно он продавался в Атланте.
Купе 1985 года выпуска, окрашенное в вишневый Ruby Red использовалось инженерами Porsche на западном побережье США и в Европе для тестирования электрических систем и испытаний в жаркую погоду. После окончания тестов купе вернулось на завод в Штутгарт для скрупулёзного изучения полученных результатов. Считается, что именно в это время известный американский импортер и дилер Porsche — господин Vasek Polak, убедил завод продать ему этот тестовый образец, именно как прототип, без перестройки в серийный дорожный автомобиль. А те давние времена это было не то чтоб нормой, но практика такая существовала.
Автомобиль был импортирован в США как выставочный экземпляр, без возможности постановки на учет и без шансов увидеть простор дорог общего пользования. Несколько лет F7 демонстрировался в штаб-квартире Полака, в дальнейшем выставлялся в Японии, затем попал в Бельгию и только в 2000 году, оказавшись в руках английского коллекционера, был доведен до технической спецификации дорожного автомобиля. Теперь уже официально сертифицированный Porsche 959 F7, все же обладает значительными отличиями от серийных 959. У купе отсутствует усилитель руля, регулировка дорожного просвета, сигнализация, пассажирское зеркало заднего вида, омыватель лобового стекла и несколько других, менее значительных, опций. Задних сидений — тоже нет! Летом 2018 года редкое купе прошло диагностику и обслуживание в Великобритании, в единственном сертифицированном, для эксклюзивных Porsche, сервисном центре — Porsche Centre Reading. За сумму превышающую 25 000 фунтов стерлингов были заменены технические жидкости и фильтры, амортизаторы передней подвески, стойки капота и аккумулятор. Поведена полная диагностика и обслуживание.
На аукционных торгах серийные 959 встречаются довольно часто и стоят около 1 миллиона евро. Эксперты RM Sotheby’s оценили прототип F7 в $1,300,000 — $1,600,000 и ошиблись, торги остановились на 1 025 000 долларов, и лот продан не был.
Второй представленный Porsche 959, выпуска 1985 года не имеет абсолютно никаких шансов погонять по обычным дорогам. Шасси no.010015 это настоящий боевой болид, один из трех 959 подготовленных для ралли Париж-Дакар 1985 года. Дабы соответствовать требованиям омологации, кузова трех 959 были фактически натянуты на шасси 911 SC, да и моторы использовались атмосферные, Carrera 3,2. Гоночные турбо-оппозитники объёмом 2,85 литра были применены позже.
Первый гоночный сезон полноприводное купе пилотировали чемпионы Дакара 1984 года — Dominique Lemoyne и René Metge. Выиграв два этапа, Porsche под стартовым номером 186 прекратило гонку из-за серьезной поломки. Больше это шасси в Дакаре не гонялось. Стоит отметить, в следующем, 1986 году, Porsche 959, триумфально завоевали два первых места Париж-Дакара, сложнейшего внедорожного ралли, протяженностью более 13 800 км.
Наш же герой пошел по рукам. Сменив нескольких владельцев-коллекционеров, покрасовавшись на профильных мероприятиях, в том числе Фестивале скорости в Goodwood, победив в своем классе на Amelia Island Concours d’Elegance, Porsche 959 Paris-Dakar представлен на торгах в исторической ливрее Rothmans team, с оригинальным атмосферником 3,2 литра, скорее всего именно тем, используемом в ралли 1985 года.
В комплекте к лоту прилагается второй гоночный турбо-мотор, известный по более поздним Porsche 959 Paris-Dakar. Эстимейтом в $3,000,000 — $3,400,000 эксперты недооценили потенциал заслуженного бойца.
Исторический гоночный болид продан за рекордные $5 400 000 ( с учетом сбора аукционного дома, за $5,945,000 ).
Редкие машины с прозрачной гоночной историей нынче в цене.
На десерт я расскажу вам о главной сенсации торгов.
Многие энтузиасты Porsche читали о Project Gold. Через 20 лет после выпуска последнего 911 с воздушным охлаждением, специалисты из Цуффенхаузена решили собрать "самый-самый последний" экземпляр серии 993.
К реализации проекта подошли болеее чем скрупулёзно, весь процесс занял 1,5 года и кучу человеко/часов.
На базе оригинального кузова серии 993, с использованием оригинальных запчастей Porsche Classic, стилистических решений современной 911 Turbo S Exclusive Series, а так-же заводских тюнинговых компонентов, собран этот изумительный автомобиль.
Его 3.6-литровый шестицилиндровый двигатель построен полностью из новых оригинальных деталей и выдает 450 л.с. при 6000 об/мин, что на 42 л.с. больше, чем у стандартного 993 Turbo. Подобные характеристики достигнуты в результате использования заводского комплекта повышения мощности — “Werksleistungssteigerung II” (WLS II).
В период производства серии 993, лишь 345 экземпляров 911 Turbo S могли похвастать такой отдачей.
Салон отделан карбоном и черной кожей с несколько аляповатой золотой прострочкой, диски покрашены по уникальной технологии.
Шестиступенчатая механическая коробка передач полностью изготовлена из новых оригинальных компонентов Porsche Classic.
Каждый шов, каждый зазор, каждый компонент, вплоть до последней гайки, тщательно проверен и протестирован.
Это высшая, мало кому доступная ступень ручной сборки.
Для пущей интриги, предварительная оценка лота открыто не публиковалась. Аукцион публично продемонстрировал, термин Gold в названии проекта это не просто какая то фигура речи.
Торги стартовали со $100 000 и за секунду взметнулись к пятистам. И моментально пройдена планка в миллион, но накал торгов не спадал. После ставки из зала в 2 миллиона долларов у аукциониста остекленели глаза, после 2,5 — стали бешено вращаться, а судороги на лице сменились хищным оскалом.
Всем стало страшно, но торги продолжались.
Чем все это бы закончилось — даже не хочется думать, но один из претендентов дочитал описание лота — «Автомобиль не сертифицирован и не может быть использоваван на дорогах общего пользования!» и остановился. Лот продан за $3 100 000, с учетом сбора аукциона покупатель заплатит $3 415 00. Аукциониста отпаивают шампанским.
Выручка от продажи самого последнего Porsche 993 Classic Series пойдет в благотворительный фонд Ferry Porsche Foundation.
Так же компания Porsche ясно дала понять, что это единственный подобный проект и продолжать подобный опыт она не намерена.
Напоследок хочу поделиться с Вами мыслями о Porsche. О настоящей Porsche, о девятьсот одиннадцатой.
Самое офигенное в ней — это не высокие технологии, моторы, управляемость и прочая скука. И уж точно не доли секунд до сотни.
Самое офигенное — это притягательный, невероятный, просто ошеломляющий вид сзади! И самый лучший он — у 993 кузова.
Глядя на обводы этого упругого тела, у кого из Вас не возникает инстинктивного желания крепко взяться за эти округлые бедра, прижать и Вы все отлично понимаете о чем я сейчас…
Удачи!
Источник: