Сравнение различных марок бензина: о чем молчат нефтяники
Сегодня почти каждая нефтяная компания, производящая автомобильное топливо, предлагает помимо обычного 95-го бензин с якобы очищающими свойствами (к слову, в любом топливе, начиная с Евро-3, очищающие присадки уже должны быть), обещает улучшение разгонной динамики, мощности и экономичности.
Вот, например, что нам обещает Газпромнефть. Преимущества ее топлива G-Drive:
- увеличение мощности двигателя до 12%;улучшение динамики разгона автомобиля до 1,8 сек.;профессиональная защита двигателя.
Только за красивыми цифрами оказывается вот что:Увеличение мощности двигателя до 12% при 2000 об/мин, среднее увеличение мощности двигателя в рабочем диапазоне 2000–4000 об/мин составило 7,4%.Снижение времени разгона автомобиля с 50 до 100 км/ч до 1,8 с на 5-й передаче. Среднее улучшение динамических характеристик автомобиля в широком диапазоне от 20 до 120 км/ч на 3-й, 4-й, 5-й передачах составило 8,2%.Про расход, правда, умолчали, но Лукойл Экто+ обещал экономию топлива до 5%.
В общем, я решил от нечего делать на практике проверить эти обещания и найти наилучший бензин.Согласно обещаниям, я должен был получить хотя бы небольшое уменьшение расхода и увеличение разгонной динамики. Я не разгонялся с 50 до 100 км/ч на пятой передаче, но в будущем проведу и такой эксперимент, хотя, кажется мне, он бесполезен, ибо на пятой с 50 до 100 км/ч погрешность может быть очень большой вследствие влияния различных внешних условий.
Итак, о сути эксперимента: замеры расхода я делал следующим образом. Три участка трассы проезжаю на круиз-контроле с одинаковой скоростью на полностью прогретом моторе.
- 1-й участок — 31 км, с установленной на круиз-контроле скоростью — 100 км/ч2-й участок — 27 км Новорижской автомагистрали с установленной скоростью 136 км/ч3-й участок — 47 км Новорижской автомагистрали в обратном направлении с установленной скоростью 100 км/ч.
Замер динамики проводил на одном и том же участке трассы, по несколько замеров подряд (в прямом направлении, то есть получаем группу замеров на различных участках, но для каждого топлива эти участки одинаковы).
На первом участке много грузовиков и не всегда получается держать одинаковую среднюю скоростью, но как потом станет ясно, не это главное. Второй участок практически идеален — поставил 136 км/ч и эти 27 км ни разу не нажимаю на газ/тормоз (далее движение становится более интенсивным и о чистоте эксперимента говорить не пришлось бы). Третий участок тоже почти идеален, так что со скоростью 100 км/ч проехать не составляет труда. Засчитывал замеры, полученные только в сухую погоду.Одного бака мне хватает трижды замерить расход и динамику на указанных участках (то есть три дня поездок на работу). К сожалению, выборка для всех видов топлива оказалась разной, и максимальное количество замеров было сделано для топлива Газпромнефть 95. Кроме этого, не всегда я мог ездить одним и тем же маршрутом. Но тем не менее, учитывая погрешность, определенные выводы сделать можно.Все данные получены на автомобиле Skoda Octavia A7 с мотором объемом 1,4 л мощностью 140 л.с., с роботом DSG.Расход замерялся штатным БК, его данные можно использовать из расчета, что врет он всегда одинаково (по моим наблюдениям, он занижает расход на пол-литра), при этом будем считать его погрешность 0,1 л/100 км.Итак, вот общий массив замеров на разных участках.
Цветом выделены различные месяцы, а замеры для различных видов топлива идут по порядку (таблицы 1–2). В результате экспериментов в летних условиях зависимости от температуры выявить не удалось.
Если не смотреть подробно, то средний расход для различных топлив за весь период наблюдений был следующий (таблица 3).
Самым экономичным оказался бензин Лукойл 95, а самым неэкономичным Газпромнефть 95. Но такой вывод делать неправильно, поскольку для газпромовского бензина мы имеем 16 замеров (для первого участка), а для Лукойл 95 только четыре, то есть достоверность результата ниже в 4 раза.
Давайте посмотрим не весь период, а лишь тот, для которого мы имеем примерно равное число замеров, то есть июнь-июль. Здесь мы увидим, что самым экономичным оказывается Роснефть Фора 95 (4,8 л/100 км), а самыми неэкономичным — ГПН- 95 и Лукойл Экто 95 (4,92 л/100 км).
И вновь рано делать выводы, поскольку в июне расход Роснефть Фора 95 был хуже, чем ГПН-95 (4,9 против 4,88), лучшим в июне был G-Drive 95, в то время как в августе G-Drive 95 показал в целом худший результат за весь период эксперимента.
Давайте посмотрим на результаты замеров по участкам в июне.
Лучшим на первом участке оказывается G-Drive 98, а лидер G-Drive 95 на этом участке оказывается худшим! При этом он показал худший результат на третьем контрольном участке.
В общем, очевидный вывод пока сделать невозможно. Как видим, результаты августа в среднем чуть выше, возможно, сказалась замена шин на новые.
Можно пересчитать данные в таблицах, исключив самые лучшие и худшие результаты замеров, однако это не приблизит нас к истине.
Поэтому давайте рассмотрим результаты с учетом погрешности, то есть то, с чего надо было бы начать, но так ведь не интересно, правда?
Для упрощения примем две составляющие погрешности:Инструментальная погрешность, за эту погрешность берем одно деление шкалы бортового компьютера (не уверен, что она такова, но в отсутствие точных данных правильным будет принять одно деление), то есть 0,1 л/100 км.Случайная погрешность, в нашем случае это проявление внешних факторов — ветер, давление, температура (хотя здесь ее влияние минимально, по опыту она ощутима при сильно низких температурах), влажность, шины, масло и проч.
Самое сложное в нашем случае — определить случайную погрешность. Какое значение принять? Я думаю, было бы логичным посмотреть на максимальную разницу между замерами для каждой группы топлив, на разных участках и найти среднюю величину. Получаем 0,27 л/100 км (на мой взгляд, это влияние больше и с ростом скорости лишь увеличивается).
Если сложить погрешности, то получим 0,37 л/100 км, то есть при среднем расходе (грубо) — 5 л (7,4%).
Тем не менее попробуем выбрать лучшего исходя из наших условий.
В среднем за весь период при максимальной разнице 0,13 — все измерения в пределах погрешности эксперимента. В июне максимальная разница 0,09, в июле — 0,35.
Таким образом, все испытанные виды топлива уложились в погрешность эксперимента! Поэтому понять, какая заправка лучше — Лукой, Газпромнефть или Роснефть, — невозможно. То же самое касается и различных сортов топлива заправок.
Невозможно подтвердить обещания повышенной экономичности определенного вида топлива, равно как достоверно определить прирост мощности и повышение экономичности в 5%, которую обещает нам реклама, учитывая погрешность, которую мы получаем в результате натурального эксперимента (7%). Видимо, производители делают это намеренно, ибо вывести их на чистую воду рядовому автолюбителю невозможно. Для этого нужен стенд, где можно свести к минимуму влияние внешних условий.
Что касается замеров разгонной динамики, то тут все еще сложнее, погрешность значительно выше и сильно зависит от опыта «гонщика». Я иной раз не могу тронуться без пробуксовки или вмешательства ESP.
Замеры производились с помощью программы Speed Logic, которая берет информацию ЭБУ. Если вычислить среднее значение погрешности, то получим 0,7 с.
Теперь найдем разницу в средних значениях. Лучшее значение у Газпромнефть G-Drive 98 — 8,66 сек. Худшее значение у G-drive 95 — 8,98 сек. Разница между ними — 0,32 сек. при погрешности 0,7 сек. Таким образом, заметить на дороге общего пользования разницу в динамике практически невозможно.
Я продолжу эксперименты с расходом на автомобиле Skoda Superb с мотором 1,4 л, мощностью 150 л.с. и роботом DSG, но теперь буду учитывать давление воздуха.
Спасибо, что дочитали до конца 🙂 Если было полезно, пишите комментарии 🙂
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
От редакции: материал подготовлен автором личного блога. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Сравнение различных марок бензина: о чем молчат нефтяникиСравнение различных марок бензина: о чем молчат нефтяники
Источник: