Стефан Розер. Худший танцор среди автожурналистов
Всем доброго времени суток!
Прежде всего, пользуюсь моментом и поздравляю всех обитателей ресурса с Новым Годом и всеми околоновогодними праздниками! Пусть все намеченные планы станут явью в этом году!
Не знаю, как у вас, а у меня каждое утро начинается с рандомного вопроса Гуглу. Что-то типа "Как стать тибетским монахом?", "Смеются ли пингвины, если их пощекотать?" или "Почему шоколадки Kinder такие вкусные?". Вот и сегодня решил почитать про Стефана Розера, имя которого мне знакомо давно, но о котором я не знал ровным счетом ничего. Каково же было мое удивление, что не так давно, в 2014 году (а кажется, что он был года два назад, да?) ресурс 9tro Alliance взял у Стефана Розера интервью, в котором он рассказал о себе если не все, то очень многое. Поскольку текст легенький и не сильно объемный, я решил его перевести — думаю, многим будет интересно почитать о человеке, которым вы восхищаетесь. Даже если сами пока не подозреваете, что восхищаетесь им.
Стефан Розер – Воин дорог
Автор оригинального текста и фото Dr. Ian Kuah
Дисклеймер! Материал переведен и опубликован в развлекательных и познавательных целях, никакой финансовой выгоды от публикации я не получаю. Текст и фотографии являются собственностью 9tro Alliance.
Мы встретились с человеком, без которого бы не было величайшего автомобильного видео в истории
В 1987 году Алоис Руф потряс автомобильных энтузиастов всего мира, создав машину, которая на момент своего дебюта стала воплощением скорости – речь идет о CTR Yellow Bird. Возникшее буквально из ниоткуда купе чуть ли не сразу стало легендой, положив на лопатки все признанные суперкары в знаменитом тесте издания Road & Track – тогда журналисты проверяли максимальную скорость быстрейших машин на испытательном полигоне Ehra Lessien, принадлежащем Volkswagen, и Yellow Bird разогнался до сумасбродных 338.4 километров в час.
Однако слава настоящего демона скорости пришла к RUF позже – после того, как мир облетело видео с заголовком «Fascination Nurburgring RUF CTR Yellow Bird». На нем зритель имеет возможность наблюдать филигранное управление автомобилем, демонстрируемое водителем-испытателем издания «Auto Motor und Sport» Стефаном Розером. Атакуя самый опасный гоночный трек в мире за рулем CTR, Розер проходит каждый поворот в заносе… и иногда дрифтит даже на прямиках. На словах звучит не особо впечатляюще, но на видео…
Я знаю Розера уже более 20 лет, но за все это время мы ни разу не беседовали с ним о том, как он попал в эту индустрию. Поэтому несколько месяцев тому назад я спросил у него, не согласится ли он приехать в штаб-квартиру RUF Automobile, чтобы воссоединиться со своим «старым другом» и вспомнить пару-тройку моментов своей биографии. И, к счастью, он дал добро.
Когда Стефан начинает рассказывать о своих первых шагах в «искусстве автомобильного пилотажа», то может показаться, что он шутит – с его слов, тонко чувствовать автомобиль он учился зимой за рулем старого 30-сильного Volkswagen Beetle. Тогда Розеру было 18 лет. «Beetle тоже заднемоторный и заднеприводный, как и 911, поэтому управляются эти машины похожим образом – с той лишь разницей, что Porsche намного мощнее» — говорит Розер с абсолютно серьезным лицом.
«Я начал изучать литературу об особенностях управления машинами еще в начале 60-х, будучи учеником школы, покупал специализированные книги о ралли. Там детально описывался так называемый «скандинавский стиль» управления», — поясняет он.
«Когда я получил водительское удостоверение, то начал отрабатывать все описанные техники на пустынных парковках Штутгарта в зимнее время. Разумеется, самообучением я занимался по ночам, чтобы никому не причинить вреда и не тревожить полицию лишний раз. В общем, было весело!».
«Примерно в то же время пара моих друзей приобрела новые Mini Cooper, у которых были 70-сильные движки и передний привод, — продолжает Стефан. – Эти машинки управлялись поразительно здорово, и я просто не мог за ними угнаться на горных серпантинах. На прямиках, впрочем, тоже. Но на снегу, при езде в «скандинавском стиле», Beetle не отставал, предоставляя даже лучший держак, чем Mini. 30 лошадиных сил, реализуемых через зимние шины, было более чем достаточно для бодрого темпа».
Следующий автомобиль Стефана был гораздо более серьезным и спортивным, но на нем Розеру посчастливилось проездить всего три недели – после чего BMW 1602 была угнана. «Я был очень опечален этой потерей, поскольку буквально перед угоном поставил в машину ковшеобразные сиденья и руль Momo. Не исключено, что именно из-за этих деталей BMW и угнали, — говорит Розер. – С ее 85 лошадиными силами я мог позволить себе на сухих дорогах то, что на «Жуке» мог позволить только зимой».
Заменой BMW стал Porsche 914, который Стефан модифицировал под свои предпочтения. Главным новшеством стал 200-сильный 2.3-литровый двигатель от Porsche 911, который был оснащен двумя большими карбюраторами Weber без воздушных фильтров, а также распредвалами от 911 S, которые повышали отзывчивость мотора и его надежность.
Машина также обзавелась новыми торсионными балками, самоблокирующимся дифференциалом и облегченным интерьером. Благодаря столь основательному тюнингу 914-й был быстрее, чем более мощный, но более тяжелый 911 Carrera RS 2.7. «Мой родстер с полным баком весил менее 950 килограммов, и это был поистине потрясающий автомобиль, дарующий ощущение гоночного болида», — с нежностью в голосе говорит Стефан.
«Спустя небольшой промежуток времени я стал студентом университета в Эслингена, где изучал механику и инженерию. Поскольку содержать Porsche в то время не представлялось возможным, я был вынужден его продать, купив взамен Innocenti Mini Cooper. 64 силы, мотор на 1275 кубиков – хорошая машина».
Однако теоретическая сторона обучения быстро наскучила Стефану, поэтому он бросил университет и устроился работать в издание «Auto Motor und Sport» водителем-испытателем. Разумеется, устроился не с бухты-барахты – этому предшествовала веселая история, когда Розер вместе со своим другом из AMS поехал на отдых к озеру Констанц. «У моего друга на тесте была Ferrari 246 GT Dino, ну а я ехал на своем Mini. Так вот, на гораздо более мощной Dino мой друг никак не мог догнать меня на горном серпантине, и когда мы приехали на озеро, он пулей выскочил из машины и воскликнул: «Ты нужен нам! Будешь работать в AMS?».
Вот так за один вечер жизнь Стефана полностью изменилась. Он стал работать журналистом в далеком 1976-м, быстро дослужившись до ведущего водителя-испытателя. Но уже в 2009-м году был вынужден уйти на пенсию по состоянию здоровья.
Но, несмотря на богатый список личных автомобилей, машина, с которой всегда ассоциировали и будут ассоциировать Розера – это RUF CTR Yellow Bird. Видео, которое он записал для RUF в ходе «поездки» по Нюрбургрингу, стало уникальной работой автомобильного искусства, которое с появлением интернета было растиражировано на многие ресурсы. Сейчас этот видеоролик – обязательная к просмотру классика для каждого, кто считает себя автоманьяком.
Алоис Руф и Стефан Розер
Стефан понимает, о чем будут последующие вопросы, а потому заходит издалека. «Впервые я проехался на Yellow Bird в 1987-м, — вспоминает он. – Но несколькими месяцами ранее видел, как машину собирали. Тогда я был настроен весьма скептически – те скорости, о которых говорил Алоис, были не под силу и куда более именитым суперкарам. Тогда мы сошлись на мнении, что для достижения подобных скоростей нужны лучшие шины – а «лучшие» на тот момент были у Porsche 959».
«Прекрасно помню первую поездку на CTR зимой, — продолжает Розер. – Тогда было очень холодно, а асфальт автострады был полностью мокрым. Что, впрочем, не помешало мне разогнаться до 300 километров в час… Только сейчас понимаю, насколько безумной была эта затея, особенно учитывая сцепные свойства шин середины 80-х. А в то время мои ощущения были смешанными – что-то между непередаваемым восхищением и опустошающим ужасом. Но тогда я был молод, и подобные вещи не казались чем-то сумасбродным».
«Идея поездки на Нюрбургринг – не моя инициатива: она родилась в связи с необходимостью прохождения сертификационных тестов TÜV – только после них CTR мог получить свидетельство о допустимости его к эксплуатации на дорогах Германии», — поясняет Стефан.
«CTR должен был проехать 2500 километров по этой трассе, что давало мне возможность испытать его «по-настоящему» в плюс-минус контролируемой среде. Уже на первом, разминочном круге автомобиль, как мне показалось, показал себя наилучшим образом, будучи отзывчивым и покладистым, но наш ведущий инженер, Джо Хубер, был бледным как стена. Он отвечал за секундомер и не мог поверить своим глазам – даже этот опытнейший человек не ожидал, что машина будет настолько быстрой. А ведь это, напомню, был только прогревочный круг».
«Дальше я стал действительно выжимать из машины все соки, то и дело пуская CTR на поворотах в заносы. Правда, на прямиках я старался сбавить пыл, чтобы и шины могли отдохнуть, и персонал Нюрбургринга не бесновался – они такое поведение на трассе не одобряют».
Стефан также уточняет, что сама идея видеоролика родилась после испытательных заездов – ведь чем интенсивнее Розер управлял Yellow Bird, тем более зрелищно машина прописывала повороты. «Вообще, ничего сложного в том заезде не было: CTR отлично управляется, а его мощности предостаточно, чтобы моментально сорвать заднюю ось в занос. Все, что от меня требовалось – контролировать нагрузку на задние колеса, так как вряд ли шинники Dunlop закладывали в свою продукцию такое свойство, как умение выдерживать всю «Северную Петлю» в заносе».
«Уже в процессе съемок мы осознали, что немногие люди за пределами Германии знают о существовании Нюрбургринга, поэтому присутствие в ролике самой требовательной и самой опасной трассы в мире – это именно то, что нужно. Сочетание особенной машины и особенной трассы и делают этот видеоролик таким… особенным».
Когда я спрашиваю Стефана о том, какой автомобиль он бы назвал лучшим (среди тех, на которых он ездил), его ответ меня ошарашивает. Несмотря на то, что этот человек управлял самыми быстрыми и самыми дорогими машинами в мире, а также является одним из самых уважаемых автожурналистов в Германии, он называет Volkswagen Golf. И на его лице нет ни грамма притворства.
«Мне нравятся все поколения «Гольфов», кроме третьего, у которого были серьезные проблемы с качеством на фоне предшественника и наследника Mk2 и Mk4 соответственно», — говорит Розер, а также отмечает, что оригинальный Golf GTI первого поколения можно считать идеальным автомобилем во всех отношениях.
Что касается суперкаров, то здесь Стефан вспоминает Ferrari F430 Scuderia и называет ее интересным вариантом для покупки. «Хотя сам я бы ее не купил – ее обслуживание стоит целое состояние», — говорит Розер.
С лучшими из лучших выяснили. Но какие автомобили нынче находятся непосредственно в гараже Мистера Заноса? «Для зимы у меня есть Audi A6 3.0 TDI quattro, для лета – Land Rover Defender 110 TD5. Последний мне нравится тем, что уже на скорости в 80 км/ч ты чувствуешь, как машина хочет согнать с тебя три пота», — отвечает он.
Третьим автомобилем Стефана является открытый Unimog 1986 года. «Это мой Бигфут, — рассказывает мой собеседник. – Поскольку я живу у подножия горы, примерно в 70 километрах к югу от Пфаффенхаузена, мне нужен мощный полноприводный вездеход с ковшом, который сможет расчистить путь от снега зимой».
Но и это еще не все – переходим к серьезным машинам. У Стефана не одна, а две оригинальных Carrera RS 2.7 Touring. Первая машина досталась ему от отца – темно-синее купе было выпущено в 1973 году и сейчас имеет пробег в 190 тысяч километров.
Вторая машина намотала 170 тысяч километров и была приобретена для реставрации несколько лет тому назад. Это своеобразная инвестиция в будущее – цены на Carrera RS растут год от года.
«Когда я ее купил, она была окрашена в белый цвет, но с завода, судя по документам, машина выехала оранжевой. После реставрации в RUF эта RS будет приведена в первозданный заводской вид, — с энтузиазмом говорит Стефан. – Любопытно, что между двумя этими Carrera RS прошло всего 50 шасси – номера их шасси 1330 и 1380 соответственно, — так что я не исключаю, что обе эти машины были собраны в одну неделю».
Интересно, что какое-то время в начале 70-х Стефан работал подмастерьем на заводах Porsche в Цуффенхаузене и Вайзахе, помогая собирать Carrera RS 2.7. Возможно, именно тогда между Розером и 911 зародилась та связь, которая объединяет их с такой силой.
Ну а сейчас… Сейчас Стефан Розер официально считается пенсионером, но это не мешает ему быть одним из самых хардкорных автоманьяков знакомых мне. Хоть он уже и немолод, вы вряд ли встретите его в кресле-качалке – он больше предпочитает ковыряться в машинах, которые стоят у него в гараже. «Нет, я, конечно, совершаю пешие прогулки время от времени – врачи настояли, — говорит мне Розер. – Но ездить мне нравится гораздо больше!».
—
За сим все. В качестве бонуса прикрепляю короткометражный фильм Wolf of the Autostrada, где можно полюбоваться RUF CTR Yellow Bird (и другими суперкарами 80-х) во всей красе. И да, угадайте с одного раза, кто исполнил роль водителя бешеного желтого купе 😉
До новых, скорых встреч!
Источник: