Трасса Колыма. Чтобы выжить или добраться вопреки?
Самая восточная, самая красивая, самая жестокая, самая холодная, самая — самая федеральная трасса в стране, соединившая Магадан с остальной частью большой страны.
Когда — то дорога имела номенклатурный номер М56, а теперь известна как Р504 «Колыма».
Протяженность этой дороги более двух тысяч километров и проходит она по территории Якутии и Магаданской области, где суммарно проживает чуть более одного миллиона человек. И это меньше, чем население Екатеринбурга или Ростова-на-Дону.
Трасса
Начинается "федералка" в поселке Нижний Бестях, что напротив Якутска, а заканчивается в Магадане.
И на эти две тысячи километров наберется едва ли больше десятка сел и поселков, в которых суммарно живет чуть менее 50 тысяч человек. А есть и такие участки трассы, где людей нет и на 300 километров вокруг.
И удивительный факт, но официально круглогодичное движение по трассе было открыто только в 2008 году, после строительства нескольких капитальных мостов. При этом, даже спустя десятилетие, сквозное движение по трассе прекращается в период ледохода и ледостава, ведь мост через Алдан до сих пор не построен. Поэтому летом паром, а зимой ледовая переправа.
И для многих отдаленных районов Якутии и Колымы — это буквально "дорога жизни" потому, что именно по ней из региональных центров доставляют топливо и товары в многочисленные населенные пункты Крайнего Севера.
Прямо Магадан, а налево Тикcи!
Сразу и не скажешь, что сильнее притягивает сюда многочисленных путешественников со всего мира. То ли суровые климатические условия в которых проходит эта "дорога жизни", то ли драматическая история её строительства, то ли леденящая и завораживающая красота Якутии и Колымы.
Колымский тракт построен "на костях" тысяч заключенных СеввостЛАГа в 30-е годы прошлого столетия. Заключенных хоронили вдоль будущей дороги, а летом в некоторых местах видны кресты.
С тех пор прошло почти столетие. Да и дорога постепенно расширялась, появился новый и более безопасный участок в обход старого Колымского тракта через Томтор.
А некогда опаснейшие "желтый" и "черный" прижимы, которые унесли не одну сотню водительских жизней, были расширены и стали не столь опасными.
Между Хандыгой и Усть-Нерой
Тем не менее, дорога не стала более легкой и безопасной ведь даже мобильная связь в конце 2010-х годов встречается только в редких поселках, а это значит, что рассчитывать можно только на себя.
И если летом на Колыму устремляются сотни автомобильных и велопутешественников, а из опасностей только острые камни щебеночного грейдера, клубы пыли, пробитые колеса и медведи, то зимой все драматически меняется и основной враг — холод.
Зима сюда приходит в начале октября, когда средние суточные температуры уверенно преодолевают отметку в -15С и длится по конец апреля. Но самое суровое и жесткое время приходится с декабря по февраль. Именно в эти три зимних месяца трещат невообразимые 50 — 60 градусные морозы.
Фантастически красивое время, но в тоже время чрезвычайно опасное для тех, кто вынужден отправиться в долгое путешествия по "Колыме".
Прижимы Колымы
Нам повезло оказаться в этих местах в самое интересно время — в конце января. Наша экспедиция из трех автомобилей держала курс на Чукотку. И по мере удаления от Якутска температура уверенно понижалась, а после р. Алдан в поселке Хандыга, легко преодолела отметку в -50 С даже днем.
Прижимы Колымы
И если говорить о траффике, то и без того редкое движение на трассе летом окончательно иссякает в период лютых морозов. От Якутска до Хандыги и Тополиного еще попадается редкий трафик, но последующие 500 километров между Тополиным и Усть -Нерой — настоящее испытание для водителей и путешественников.
Верхоянский Хребет
После Хандыги начинаются предгорья Верхоянского хребта и единственный очаг жизни на пустынном 500км участке до Усть — Неры — это заправка с маленьким придорожным кафе в заброшенном поселке Кюбеме, что на развилке со старым Колымским трактом.
С наступлением темноты приходит понимание, что ты здесь один, в окружении безжизненных величественных гор, многометровых сугробов, камней, лиственниц и своего автомобиля.
Автомобиль же — это возможность выжить. При 50 — градусных морозах замерзает все. Все жидкости и смазки. Металл же начинает играть свою особую мелодию, напоминая, что такие температуры опасны даже для него.
Местные же водители с наступлением темноты остаются в поселках и селах, ведь сломаться в такой мороз ночью — верная гибель.
Кюбеме, АЗС
Заглохший мотор не завести через 1 час уже без теплого гаража, пластик и резина ломается словно спички через 15 минут, а человек в теплой одежде замерзает через 3-4 часа.
Термометр упал ниже -55С
И даже сейчас, я отчетливо помню тот момент, когда термометр, закрепленный на лобовом стекле автомобиля показал температуру ниже -55С. Топливо замерзало по пути из бака в насос, тормоза и сцепление стали "деревянными", а руль прокручивался с большим трудом. И звуки… о да, это была удивительная песня металла.
Кафе Кюбеме
Интересный факт, что опытные водители ночуют либо в поселках, либо на перевалах — там значительно теплее. Удивительно, но летом с набором каждой 1000 м температура понижается на 5С, а зимой наоборот повышается.
Заправка в Кюбеме.
Но для нас был уготован особый набор испытаний. По стечению обстоятельств, в один из автомобилей на АЗС в Якутске был заправлен газоконденсат вместо солярки. И это топливо даже с применением "якутских самоваров" замерзало при температуре ниже -50С.
Это было суровое испытание и для автомобиля и для экипажа, которое проверяло и стойкость духа и человеческие возможности в таких условиях.
Но мы добрались до Усть-Неры. Для нас это приключение, для нас это путешествие.
А для сотен и тысяч водителей живущих в этом регионе — это жизнь. Каждый день они живут такой жизнью, работают, рискуют, но живут…
Источник: