обзоры авто

В Болгарию на машине? Зимой? Да! Пост-инструкция + бюджет

Автомобильное путешествие — не просто движение к какой-то географической цели, точке на карте. Это процесс, который слаще результата. Вот почему мне так понравилась идея, предложенная друзьями — встретить Новый Год в Болгарии, на горнолыжном курорте Пампорово.

В результате получилось увлекательное и насыщенное путешествие по Восточной Европе длиной более 7000 км, о котором я расскажу в серии публикаций. Ну а пока — основные вводные по маршруту и стоимость данной поездки для тех, кто захочет ее повторить.

Маршрут

Как вы уже поняли, основной идеей было не просто доехать до Болгарии и покататься там на сноуборде, а попутешествовать, посмотреть мир, который от нас не так уж и далек.

В прошлом большом путешествии я проехал по интересным местам Австро-Венгерской империи. Крепости и замки Словакии, Будапешт, дворцы и простая жизнь сельской Венгрии…

В этом году было принято решение сосредоточиться на достопримечательностях Словакии, зацепить малоизвестные достопримечательности Венгрии, затем прокатиться по Сербии и Болгарии, где залипнуть на недельку на горнолыжке и в термальных бассейнах.

Обратный путь предполагалось целиком посвятить Румынии, а конкретнее Трансильвании, но по некоторым причинам мне пришлось спешно уехать из Болгарии в Москву в самый разгар отдыха, и обратная дорога была больше похожа перегон. Но все равно, приключений хватило!

В общих чертах карта маршрута доступна по этой ссылке: maps.app.goo.gl/i/svul8, ну а чуть ниже будет краткое описание ключевых локаций маршрута.

Что нужно знать, отправляясь в Болгарию на машине

— Путешествие в Европу, пускай даже в Восточную, технически несложно. Нет необходимости тащить с собой ящик запчастей, в принципе, можно просто сделать ТО автомобиля перед выездом и брать с собой только кредитку. Но все же есть несколько моментов, которыми стоит озаботиться, помимо бутербродов и термоса с чаем в дорогу.

— Заранее нужно разработать детальный маршрут с перечнем ключевых локаций. Удобнее всего сохранять метки на карте бесплатного приложения MapsMe, а для перемещения между ними пользоваться онлайн-навигатором Google Maps. Планировать зимние маршруты через горные перевалы следует с осторожностью — в ряде случаев эти дороги закрыты в зимний период (как, например, Трансфэгэрашское шоссе) или могут быть закрыты в связи со снегопадом (например, Троянский перевал в Болгарии).

— Отели в ключевых точках лучше забронировать заранее. Если в списке локаций есть музеи, то нужно проверить, работают ли они в день предполагаемого посещения. Как показал мой опыт, нужной информации на сайтах чаще всего нет, на почту восточноевропейские музейщики отвечают лениво, в общем, нужно звонить. Чтобы, как я, не оказаться после двухчасовой пешей прогулки у закрытых по случаю построждественских каникул дверей братиславского музея транспорта.

— Учитывайте, что в праздничные и выходные дни могут не работать не только музеи, но и магазины и даже рестораны. Например, 24 и 25 декабря в Братиславе в связи с празднованием рождества не работало вообще ничего, даже МакДональдс и тот был закрыт.

— Не забывайте про виньетки — специальные наклейки или их виртуальные эквиваленты для оплаты платных дорог. На данном маршруте, они обязательны в Чехии, Словакии, Венгрии и Болгарии. Купить их можно на заправках, а словацкую виньетку проще всего приборести онлайн.

— Планируя делать остановки в крупных городах Сербии, учитывайте, что там настоящий парковочный Ад. Вся муниципальная парковка платная, в центре — ограниченная по времени часом или парой часов. Мест вообще нет, и даже если найдете, оплатить его можно только с местной симки, и каждый час оплату нужно продлевать. Поэтому однозначно рекомендую выбирать отели с включенной в стоимость частной парковкой, либо парковаться на подземных паркингах торговых центров.

— Чтобы иметь свободу маневра в выборе гостиниц, нахождении оптимальных маршрутов и необходимой информации, вы должны быть обеспечены мобильной связью и быстрым интернетом. До недавнего времени я пользовался “Мегафоном”, в котором за 350 рублей в день можно получить звонки по домашним тарифами и гигабайт графика, но в этой поездке использовал более гибкое решение — симкарту DrimSim. Это мультиоператорная симка, с ней вы тратите ровно столько, сколько вам нужно, без фиксированных платежей, что очень удобно, когда в день вам нужно лишь пару раз проверить почту. Карта сама переключается со страны на страну. Интернет можно раздавать. Подсчет трафика тут тоже более честный, чем у наших ОпСоСов — при том же количестве действий, у Мегафона уже заканчивается гигабайт, а на DrimSim еще и половина не набежала.

— Помимо всего вышеперечисленного, важно иметь с собой необходимый набор документов: паспорта с многократными шенгкенчкими визами, страховку “Зеленая карта” на автомобиль, медицинские страховки. Если автомобиль чужой, то нужна доверенность с правом выезда за границы РФ.

— При выезде не забывайте декларировать дорогостоящие личные вещи (компьютеры, фото-видеотехника) на белорусской таможне! Как это делать я уже писал, а о самом выезде и прохождении Белорусско-Польской таможни по новым правилам 2019 года я расскажу в следующем посте. Еще один важный нюанс касается перевозки квадрокоптеров — их перемещение через границу Беларуси без письменного разрешения генерального штаба запрещено, также в случае обнаружения без соответствующего разрешения он будет немедленно конфискован на границе Сербии. Поэтому если везете с собой такую технику на свой страх и риск — постарайтесь сделать так, чтобы она никому в глаза не бросалась.

— Иметь при себе наличность лучше в виде Евро — эту валюту принимают свободно во всех восточно-европейских странах.

Штольня “Черная Форель” и ночевка в замке

После первой транзитной ночевки в одном из приграничных польских отелей, мы устремились к границе Польши и Чехии, где в Тарновских горах испокон веков добывали галенит — руду олова и серебра. Главная секретная достопримечательность этого региона — водоотводная штольня шахты “Фридерик”, по которой можно проплыть на лодке.

600 метров на лодке по тоннелю шириной в эту лодку — незабываемые ощущения!

После такого — самое время переночевать в настоящем дворце Ротшильдов в городке Халупки. В ресторане отлично готовят, а цена размещения даже ниже, чем в обычном придорожном мотеле. Невероятно, но факт!

Каждый раз ночуя в польском замке по цене придорожного мотеля для дальнобойщиков в России, я думаю о том, что что-то где-то когда-то пошло не так.

Горные перевалы и Нитранский замок

Чтобы не платить за чешскую виньетку, мы двинулись в Словакию огородами. Сначала просто ехали вдоль автобана, а потом дорога завела нас в заснеженные Бескиды.

Дорога через Бескидские горы — строго для любителей серпантинов. Удлиняет путь до Братиславы часа на полтора по сравнению с автобаном.

С гор — на равнины Словакии, и первым делом — в городок Нитра, доминантой которого является одноименный средневековый замок, расположенный на отроге горного массива Трибеч на высоте 220 м над уровнем моря.

Замок в Нитре очень уютный и атмосферный

Неожиданная Братислава

«Хорошо, что вы приехали в Братиславу летом. Зимой она показалась бы вам слишком депрессивной». Эта фраза из культового подросткового фильма “Евротрип” определила взгляд на этот город миллионов людей, являясь в корне ошибочной.

Люди, называющие Братиславу и Словакию в целом неинтересными для посещения, явно заблуждаются

Братислава оказалась приветливым, глубоким, привлекательным городом. Вот только все музеи и рестораны оказались закрыты — мол, Рождество!

Бункеры на границе Словакии и Австрии

На границе Словакии и Австрии можно найти не только кажущиеся заброшенными линии разграничения и пограничные столбы. Самое интересное — это несколько мощных бункеров, построенных тут в конце тридцатых годов для защиты от гитлеровской Германии.

На той стороне поля — уже Австрия

На пути к бункерам приключений получилось больше, чем предполагалось — хотя между странами Евросоюза границы вроде бы нет, но на самом деле она есть.

Город-крепость Комарно

Гигантская система укреплений на двух берегах Дуная расположена в двух городах — словацком Комарно и венгерском городе Комаром.

Один из бастионов форта дает представление о мощи сооружения

Одно из самых интересных мест — форт Моноштор, считающийся одним из крупнейших фортификационных сооружений Европы. Именно тут от наполеоновских войск скрывался Франц II — последний император Священной Римской империи.

В крепости стоял советский мотострелковый полк, так что кто тут служил — отмечайтесь в комментариях

Петроварадинская крепость

Позади граница Венгрии и Сербии. Главная достопримечательность сербского города Нови Сад — стоящая на другом берегу Дуная Петроварадинская крепость, построенная в 1862 году по проекту легендарного маркиза де Вобана.

Маркиз де Вобан спроектировал десятки крепостей, многие из которых так никто и не смог взять.

Основной задачей крепости была защита империи Габсбургов от турок — и с ней это укрепление каждый раз справлялось на отлично. Сегодня в крепости можно полюбоваться стенами, артефактами и даже прогуляться в течение часа по подземным тоннелям под крепостью.

А еще в эту крепость можно заехать прямо на машине!

Черная кошка, белый кот во дворце Шпицеров

Недалеко от Нови Сада на окраине Беочина за высокими деревьями скрывается полуразрушенный дворец немецкого промышленника Эде Шпицера — владельца местного цементного завода. Если дворец кажется вам смутно знакомым, то это не случайно.

Ай, ромалэ, такой особняк забросили!

Вы могли видеть его в эпизодах фильма “Черная кошка, белый кот” сербского режиссера Эмира Кустурицы. Оценив былую роскошь, мы двинулись дальше в сторону Белграда — через национальный парк Фрушка-Гора. С вершины горы открывается отличный вид.

Многозначный Белград

Столица Сербии — город, поражающий воображение. Нет, не отмытой до полной потери индивидуальности туристической центральной улицей или внушительной коллекцией оружия в городской крепости. И даже не чудовищными следами бомбежек НАТО и ужасной ситуацией с парковками.

Белград не всегда привлекателен на фото, но это обманчивая вещь — в реальности тут просто чарующая атмосфера, чем-то напоминающая Ханой или Бангкок.

Прежде всего, это очень живой, многослойный город, в котором хочется провести как минимум пару недель, чтобы пропитаться балканской эстетикой и поближе познакомиться с сербской душой.

Белградский автомузей

В то время, как толпы идут в музей Николы Теслы, я направился в абсолютно безлюдный, но еще более уникальный музей. Добро пожаловать в белградский автомузей, выросший из частной коллекции Братислава Петковича — кинорежиссера, наследного владельца старейшей в городе пекарни. В 2012-2013 годах Петкович даже был министром культуры и информации Сербии!

Попасть в музей оказалось неожиданно сложно — из-за проблемы с парковкой

Коллекция включает в себя редкие автомобили, в том числе, принадлежавшие самому Иосипу Броз Тито, и размещается в историческом здании первого в Белграде гаража.

Погановский монастырь и опасная горная дорога

Я не большой любитель религиозных объектов, но от вида на построенный в 15 веке Погановский монастырь захватывает дух — настолько живописно это место в стиснутой скалами долине реки Йерме.

Погановский монастырь. А еще рядом есть Суковский монастырь. Забавные названия и красивые места.

Пробитая через скалы дорога сюда щекочет нервы — тут и там есть следы свежих камнепадов и оползней. Но как же кругом красиво!

Дорога вдоль каньона реки Йерме напоминает ныне заброшенный скальник в Красной Поляне.

А еще по пути сюда мы нашли заброшенную железнодорожную станцию — об этом тоже будет отдельная история.

Троянский перевал

Дорога в Болгарию оказалась скучна и небыстра, хотя таможню прошли минут за десять. Покупка виньетки, “транзитная” ночевка в отеле Борова Гора на окраине городка Пирдоп — и наутро мы выдвигаемся на Троянский перевал.

Кто разглядит человеческие фигурки у подножия монумента, сможет оценить его масштаб.

Троян — ворота в южную Болгарию. Как и расположенная неподалеку Шипка, Троян (он же Орлиное гнездо или Беклементо) был одним из ключевых мест ожесточенных битв в ходе Русско-Турецкой войны. Решающее сражение произошло 9 января 1878 года, когда русский отряд под командованием генерала Карцева выбил неприятеля с вершины, открыв путь для войск. В память о русских воинах на вершине горы (1520 м) стоит гигантский монумент в память о русских (1878) и советских (1945) освободителях Болгарии.

Болгарские зарисовки

Долго ли коротко ли, добрались до Пампорово, где нас с друзьями уже ждали предоплаченные апартаменты. Курортный горнолыжный регион, к сожалению, по инфраструктуре очень далек не только от Европы, но и даже от России.

Негде погулять, апре-ски почти нет, да и сервис не очень — болгарская горнолыжка сама по себе не стоит такой поездки.

Другими словами, ехать сюда из Москвы на машине только ради катания смысла особого нет. Но ради Родопских гор — несомненно! Жаль, но посетить местные достопримечательности — Ягодинскую пещеру и природные скальные образования в виде арок — я не успел, так как пришлось срочно возвращаться домой.

“Храм” компартии Бузлуджа

В связи с непредвиденными обстоятельствами, нужно было гнать домой во весь опор. Но все же я не смог не заехать к главной цели своего болгарского путешествия — “храму” болгарской компартии на горе Бузлуджа (соседний с Шипкой перевал).

От этого места по коже идут мурашки. В том числе, и от пронизывающего ветра.

Место для строительства, продолжавшегося с 1974 по 1981 годы, было выбрано не случайно. Здесь, на высоте в 1411 метров, в 1868 году геройски погиб отряд болгарского военачальника Хаджи Димитра.

Долина смерти в Словакии

Обратная дорога оказалась тяжелой — сначала я попал в пробки, вызванные массовой миграцией турков из Германии и Австрии к себе домой, а потом уже ближе к Будапешту регион накрыли мощные снегопады. Автобаны встали, и пробираться в Россию пришлось огородами — по безлюдным маленьким заснеженным дорожкам.

Хотя бои тут были в период с августа по сентябрь 1944 года, в снежное время года это место выглядит еще более жутко.

Одна из таких дорожек и привела меня в так называемую “Долину смерти” на границе Словакии и Польши. В 1944 году эти поля стали ареной самой жестокой на территории Словакии танковой битвы в ходе Восточно-Карпатской операции. В бойне за освобождение Словакии от фашистов погибли десятки тысяч бойцов Красной Армии. В память об этих кровавых событиях на полях микро-региона “Удолье смерти” можно найти восемь танков Т-34, а также зенитные орудия, пушки и даже самолеты.

Mitsubishi Outlander для длинных путешествий

Было бы несправедливо не сказать пару слов о машине, на которой я ехал. Это обычный рестайлинговый Mitsubishi Outlander, с мотором 2.4, в хорошей комплектации. Более подробно про машину я расскажу в отдельном обзоре. Пока просто отмечу, что несмотря на отсутствие каких-то ярких черт и довольно консервативный по современным интерьер, придраться за 7000 км я смог только к мелочам (все их перечислю в посте).

Автомобиль устойчив на трассе, комфортен на плохих дорогах (хотя я бы советовал отказываться от 18-дюймовых колес в пользу 17”). Кресла очень удобные! Синхронизация с Android Auto здорово выручала в плане навигации. Полный привод показал себя достойно (пару раз пришлось пробивать себе дорогу в глубоком снегу, а также много ездить по льду и снегу), вариатор умеет тормозить двигателем. Средний расход топлива за всю поездку составил около 10.5 литров на сотню, при движении с максимально разрешенной скоростью + бесплатное превышение. То есть, 119 км/ч в России, 129 км/ч в Беларуси и 135-139 км/ч на европейских автобанах.

Сколько стоит поехать в Болгарию на машине

Традиционно для своих постов-инструкций, я собрал в таблицу все затраты на эту поездку (все это на троих). Все траты я разбил по категориям — топливо, еда, ночлег, покупки и так далее, чтобы было понятно, где и как можно что оптимизировать. Там же указаны и конкретные места ночевок.

Проживание не в отелях, а в апартаментах, с самостоятельным приготовлением еды позволило бы сэкономить как минимум тысяч 50, а то и 70. Но заниматься готовкой на отдыхе хочется далеко не всегда, думаю, вы со мной согласитесь. Да и отели я выбирал исходя прежде всего из-за удобства.

Конечно, жаль, что поездку пришлось прервать, отложив исследование Румынии на другой раз. Но такое бывает — благополучное, хотя и преждевременное возвращение далеко не худший сценарий, который может ждать вас в путешествии. Горы Сербии и Болгарии произвели на меня сильное впечатление — а это значит, что я туда обязательно вернусь.

***
Ну а сейчас, уважаемые друзья, вам слово! Буду рад выслушать ваши комментарии и ответить на возможные вопросы.

Источник: drive2.ru

Добавить комментарий